20.06.2012 | 10:15

В "Манеже" свой отчет за последнюю пятилетку представили московские художники

Московский Союз художников отмечает юбилей! В 1932-м году на общемосковском собрании актива художественных обществ было принято решение об образовании Московского областного Союза советских художников. Он был создан, чтобы объединить мастеров различных творческих направлений. Московский Союз художников стал его правопреемником. Сегодня работы художников разных поколений представлены в Центральном выставочном зале «Манеж». Рассказывают «Новости культуры».

«Московскому Союзу художников – 80!» – гласят плакаты на здании «Манежа». Уже в первый день юбилейная выставка привлекла тысячи зрителей, которые путешествуют по экспозициям, словно по лабиринту. Потратить на осмотр придется не один час, ведь здесь собрано около двух тысяч произведений искусства. Художник секции театра и кино, Виктор Архипов, вступил в Союз в 76-м, после окончания Суриковского института. Спустя годы, часто вспоминает ту знаменитую, переломную выставку 1962-го года в «Манеже», когда Московский Союз художников отмечал свое 30-летие.

«Прекрасно помню ту выставку, – рассказывает Виктор Архипов. – Всех нас поразила знаменитая обнаженная Фалька, о которой потом много писали, говорили, стала таким знаком, фетишем, и тогда мы и узнали имя этого, теперь знаменитого, художника. Вот, прошло еще 50 лет, и мы видим на этой выставке много работ, которые разрабатывают эту русскую, глубоко психологическую структуру живописи».

Живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство – акцент только на свежие работы, выполненные за последние пять лет. Художники не оглядываются, не застаиваются – они двигаются и создают новое. Эксперименты с природными материалами, с новыми технологиями и техниками вышли на первое место. Масштабные картины Виктора Калинина из серии «Шествие» рассказывают о человеке, растворенном в обществе, погруженном в определенную среду, что перекликается и вступлением художника в Союз, где он обретает поддержку.

«Художник не может быть одинок, – считает Виктор Калинин. – Он обречен, чтобы жить в какой-то среде, в этом случае среда профессионалов – художников, это самое необходимое, что нужно, естественного развития художников».

Ветераны Союза уверяют – нынешнюю выставку отличает свобода и в большей степени она исходит от молодых художников. Вступить в Московский Союз художников сейчас легче, чем 30 лет назад, достаточно иметь высшее образование, три выставки и рекомендации.

«Основную роль в нашем Союзе играют это художники среднего поколения, – говорит председатель правления Московского Союза художников Виктор Глухов. – Но и около ста молодых художников выставлены на нижнем этаже. Молодежь мы любим, к нам в союз ежегодно вступает от 120 до 150 молодых художников».

Для молодого поколения в «Манеже» выделили целый зал. Здесь представлены инсталляции, скульптуры, иллюстрации и живопись. Егор Плотников, выпускник Суриковского институт, вступил в Союз в 2006-м и сразу зарекомендовал себя. Его работа «Новый дом» – философская попытка заново посмотреть на мир глазами ребенка, наполнить простые вещи новым смыслом и знаками, которые утрачиваются в процессе взросления.

«Сейчас у многих художников молодых есть желание переосмыслить накопленный опыт и заново посмотреть на уже знакомые вещи, и заново оценить все, – говорит художник. – Такая переоценка происходит».

Молодых авторов отличает также масштабы их работ. Они смело садятся за большие холсты, не жалея красок. А их преподаватели – мэтры живописи – не жалеют для них выставочного пространства. И даже шестерым студентам суриковского института позволили выставить свои картины в честь 80-летия Московского Союза художников.