27.05.2009 | 11:35

Город как среда для жизни на выставке "АРХ Москва"

Интеллектуальное зодчество вместо тотальной застройки, архитектура как часть социальной культуры – таковы темы XIV Международной выставки "АРХ Москва", которая сегодня открывается в столице. Цель смотра – превратить город в среду для жизни, а не для выживания. Ставка сделана на "Поколение NEXT". Свои проекты в рамках творческого конкурса представят более двадыати молодых российских архитекторов. Рассказывают "Новости культуры".

"АРХ Москва" – это выставка не столько архитектурных объектов, сколько архитектурных идей. К примеру, идея отказаться от машины в пользу велосипеда пришла, точнее, приехала к нам из Дании. Казалось бы, а при чем здесь архитектурная выставка? Очень просто. Датчане еще с начала 1970-х продвигают во всем мире идею городов, в которых основное пространство отдано именно велосипедистам.

На пять с половиной миллионов жителей Дании приходится пять с половиной миллионов велосипедов. А велосипедных дорожек в некоторых датских городах даже больше, чем автомобильных шоссе. В Дании вот уже несколько лет проходят фестивали, на которых велосипед выступает как средство передвижения и как способ самовыражения.

Мобильность стала отличительной особенностью нынешней "АРХ Москвы". Здесь можно увидеть даже мобильный комплекс МЧС – проект называется "Аэрогоспиталь". Главная задача "АРХ Москвы" – мобилизация молодого поколения архитекторов. Идея этого масштабного проекта задумывалась тринадцать лет назад как альтернатива официальному искусству, площадка для молодых и талантливых. Однако вчерашние молодые и талантливые сегодня уже стали истеблишментом российской архитектуры, который надо растормошить, считает куратор выставки, голландский архитектор Барт Голдхоорн.

"Это поколение очень довольно собой. Все очень хорошо получается, но они очень сильные, плохо допускают молодых. Очень долго существует этот набор имен и очень плохо обновляется. Мы пытаемся сейчас создать новый набор имен, которые могут работать как конкуренты этому истеблишменту", – поясняет куратор.

Барт Голдхоорн считает, что в России строится слишком много зданий, которые стыдно показывать иностранцам. Уже пятнадцать лет он пытается устроить здесь архитектурную революцию: издает модный архитектурный журнал, где рассказывает, как надо строить, привозит модных западных архитекторов. В этом году Голдхоорн придумал молодежную программу "АРХ Москва NEXT". Герои поколения next – это вчерашние студенты архитектурных ВУЗов. Они, по крайней мере, не падают в обморок, когда слышат словосочетания "дигитальная среда" и "цифровые технологии".

"Молодые специалисты, архитекторы вплотную взаимодействуют с компьютерами. И компьютерная, дигитальная, цифровая среда – это та реальность, в которой они живут, как их предшественники жили в пространстве художественных образов. Их мировоззрение определяется этой новой средой", – посняет куратор программы "NEXT" Владимир Кузьмин.

"Мы в нашей образовательной деятельности стараемся, чтобы студенты оперировали такими понятиями как "среда", "атмосфера", а не только "красивое формообразование"", – замечает куратор программы "NEXT" Владислав Савинкин.

Наверное, только построив современный, наполненный разными техническими устройствами небоскреб, молодые российские архитекторы смогут оценить идею датчан, которые привезли на "АРХ Москву" инсталляцию, совершенно не похожую на привычное жилье. Она создана в стиле "састейнабилити" – самого модного на Западе архитектурного направления, главная задача которого заключается в том, чтобы не изуродовать окружающий мир. То есть вписать здание в ландшафт так, чтобы создавалось впечатление естественной среды.

"Мы использовали две тысячи овощных коробок. Мы нашли их на парижском рынке. Благодаря этой инсталляции можно убедиться, насколько прочной может быть постройка из дерева. Этим проектом мы бросаем вызов архитекторам всего мира", – говорит архитектор из Дании Жульен Мизермо.

Коробки пришлось транспортировать в Москву на грузовой фуре прямо из Парижа, где до этого находилась инсталляция. Датские архитекторы заранее попросили сотрудников посольства найти коробки на месте, в Москве, но дипломатия оказалась бессильна. Наверное, просто не там искали.