29.05.2009 | 11:40

Фестиваль "Твой шанс" подводит итоги

У слова "шанс" есть множество значений. Это и случай, и судьба, и удача. Пятый Московский Международный фестиваль студенческих и постдипломных спектаклей "Твой шанс" подходит к завершению. Двадцать дней показов, около трех десятков работ лучших театральных школ России, Италии, Германии, Польши, Чехии, США. Завтра назовут имена тех, для кого московский "экзамен на профпригодность" обернулся счастливым стечением обстоятельств времени, места и действия. "Шансом" подвести предварительные итоги смотра воспользовались "Новости культуры".

Шекспир, Кафка и Гюго, Пушкин, Достоевский и Булгаков – русская и мировая классика у студентов в почете. Многие спектакли вырастают из учебных отрывков. На этом смотре представлено сразу два "Гамлета". Спектакли можно назвать диаметрально противоположными. Концептуальная и авангардная постановка получилась у владимирских студентов, камерная и уютная – у Марины Брусникиной и ее учеников по Школе-студии МХАТ.

"Я взялась за это произведение, потому что мне было интересно, что это за пьеса, что за персонаж. Мы занимались, в основном, анализом. И спектакль получился о том, как попытаться разобраться в человеческих отношениях", – поясняет Марина Брусникина.

Не замахнуться ли нам на шекспировского "Цимбелина" – задались вопросом студенты Латвийской академии культуры и перенесли его в современную Прибалтику в виде комедии дель арте. "Совершенно другой язык выражения. Мы привыкли к психологическому, к выражению слова, но мы не привыкли к выражению тела, к выражению физики. Это все работает как знаки, и это очень интересно", – говорит актер Андрей Полозков.

Физический театр сейчас очень моден среди молодых. Такую же форму выбрали бразильцы и поставили "Примус" по Кафке. Режиссер Вероника Фабрини признается: когда решили поставить спектакль по короткой истории "Отчет для Академии", находились в состоянии кризиса. "Нам надо было показать диссонанс между гармонией мира и дисгармонией цивилизованного мира. Самым сложным для нас было найти баланс между очень непростой интеллектуальной и сложной литературой и приемами физического театра, где главное – движение, вокал и изображение", – рассказывает Вероника.

"Процесс" Кафки у студентов из Кракова превратился в мюзикл. "Наш спектакль музыкальный. Эта форма выбрана не случайно, это не эксперимент ради эксперимента. Музыка помогает в какой-то степени от героев отстраниться. Актеры играют их как героев и в то же время как некие символы", – говорит режиссер Войцех Костелняк.

Постановки инновационных спектаклей и поиск новых форм – это главная задача для итальянского Пикколо Театро Д'Арте. Старшим актерам труппы всего 21 год. Их гротесковый, с элементами театра абсурда спектакль "Ночь убийств" два года назад был показан в спецпрограмме Авиньонского фестиваля.

"В спектакле есть элементы традиционного классического театра. Например, актерская игра, она вполне традиционна. Но также мы вводим элементы модерна – например, эффект супермарионетки, элементы театра абсурда. Эта смесь и дает в результате современный, пульсирующий театр", – замечает режиссер Клаудио Оттави Фаббрианези.

Одним из открытий фестиваля считают "Зойкину квартиру" Екатеринбургского театрального института. Она выполнена в стилистике немого кино 1920-х годов. Здесь смешались пластический и вербальный театр, исторические события и лирический подтекст. В смешении реальности и фантастики возникают образы Чарли Чаплина, Александра Вертинского, Веры Холодной.

Спектакль-победитель, по традиции, будет идти на сцене Театрального центра "На Страстном" в следующем сезоне.

Все материалы о фестивале>>>