29.05.2009 | 12:26

Лучшая Золушка в мире – Янина Жеймо

Янина Жеймо вошла в историю кинематографа как "лучшая Золушка всех времен и народов". Тепло, искренность и доброта героини покорили не одно поколение зрителей. Впоследствии эти качества стали частью самой актрисы. Драматург Евгений Шварц сравнил Янину Жеймо с натянутой струной – "верно настроенная и всегда готовая играть". Однако в кино она осталась актрисой одной роли. Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Янины Жеймо. Рассказывают "Новости культуры".

1947 год. На экраны страны вышла "Золушка". Дети послевоенной страны распевают песню про старого "Доброго жука", а актриса Янина Жеймо не успевает отвечать на восторженные письма. Мало кому из простых зрителей приходит в голову, что за плечами этой девочки с огромными глазами – двадцать фильмов, двое детей и тридцать четыре года творческой деятельности.

На Золушку пробовали шестнадцатилетнюю балерину, но она не смогла выдержать конкуренцию с Жеймо, которой тогда было уже тридцать восемь. "Золушку" снимали по вечерам, потому что утром лицо актрисы выглядело не таким юным. Костюмы шили из занавесок и обрезков, и только туфельки тридцать первого размера пришлось заказать специально.

В ее реальной жизни не было ни принцев, ни кареты, ни доброй феи. Родители – цирковые артисты – вывели дочку на манеж в четыре года. До пятнадцати лет она крутила сальто-мортале, танцевала в музыкальных номерах, играла на ксилофоне, а потом попала на "Фабрику эксцентрического киноактера" к Траубергу и Козинцеву. На "Фабрике" учили не только теории. Студенты снимались во всех немых фильмах именитых ленинградских режиссеров. Жеймо чаще была на втором плане. В экранизации "Шинели", к примеру, она сыграла подмастерья портного.

В 1930-е кино заговорило. Жеймо легко перешла к звуковым ролям. Правда, успеха пришлось ждать несколько лет. Она проснулась знаменитой лишь в 1935 году. В "Подругах" Арнштама Жеймо сыграла восьмилетнюю Асю-пуговицу с рабочей окраины.

Когда вышла лента "Подруги", дочь Янины Жеймо – тоже Янина – уже пошла в школу. Ей завидовали все одноклассники, ведь ее мама так хорошо понимала детские проблемы. В амплуа травести Жеймо сыграла в комедиях "Разбудите Леночку", "Леночка и виноград", "Горячие денечки". Ее трогательные героини покоряли не только детей.

"Пришел один военный сделать маме предложение. Она говорит: "Ну, простите. Я замужем, у меня дети. И я как-то не собираюсь еще раз выходить". Он так был расстроен. Посмотрел какую-то картину, и там она не замужем", – рассказывает дочь актрисы – Янина Костричкина.

К тому времени Жеймо была замужем за одним самых именитых режиссеров того времени – Иосифом Хейфицем. Казалось бы, вот он принц и новые, серьезные роли. "Начинаются 1930-е годы. Есть серьезные картины, но их постоянно постигают неудачи. К примеру, "Моя родина" – картина Хейфица и Зархи. На взгляд тех, кто видел ее, по описаниям она существует в Госфильмофонде. Она сыграла там главную роль, и эта роль была очень выразительной и яркой. Картину запретили", – рассказывает киновед Алла Золотухина.

Дальше началась война. Хейфиц с детьми уехал в Ташкент, а Жеймо осталась в Ленинграде. Ей почти не предлагали ролей. "С такой удивительной женственностью, с удивительной такой доверительностью к зрителям, она несла нечто большее, чем чистая заданность, которая существовала в идеологии", – замечает Алла Золотухина.

"Золушка" стала ее триумфальным возвращением и одной из последних ролей в кино. Янина Жеймо предпочла остаться за кадром. Она дублировала отечественные мультфильмы, ее голосом говорили с российскими зрителями Софи Лорен и Джина Лоллобриджида. Но на экране она осталась вечно юной, лучшей Золушкой в мире.

Читайте также:
К столетию со дня рождения Янины Жеймо