11.10.2012 | 19:38

Утверждена программа развития образования до 2020 года

Сегодня правительство страны утвердило программу развития образования до 2020 года. Всего в ближайшие восемь лет из федерального бюджета на эти цели будет выделено четыре триллиона рублей. Особый акцент – на поддержке одаренных детей и талантливой молодежи, на интеграции российских вузов в международную систему образования. Но главная задача – обеспечить доступность и непрерывность образования. Те же проблемы обсуждались сегодня и на заседании Научно-экспертного совета при председателе Совета Федерации Валентине Матвиенко. Рассказывают «Новости культуры». 

С 1990-х годов число вузов выросло с шестисот до трех с половиной тысяч. Их сегодня даже заполнить сложно: количество выпускников за последние шесть лет из-за демографического спада снизилось в два раза. В некоторые университеты принимают с очень низкими показателями по ЕГЭ. По данным Министерства образования почти в четверти российских вузов сегодня дают некачественное образование.

«В результате мониторинга на вчерашний день – абсолютно свежие цифры – выявлено 126 вузов с признаками неэффективности. Это 23% от общей численности государственных вузов. Что касается филиалов, то по этой схеме неэффективными признаны почти половина – 48%», – огласил статистику ректор МГУ имени Ломоносова Виктор Садовничий.

Мониторинг государственных вузов ведется по пяти позициям, в том числе: образовательная деятельность, средний балл ЕГЭ, научно-исследовательская работа. Главное – вместе с «липовыми» вузами не уничтожить достойные, вдруг оказавшиеся в трудном положении, опасается Валентина Матвиенко.

«Мне кажется, что пока лишь поставлена цель сократить, и взят не скальпель, а топор. Вот топор в данном случае – очень опасная вещь», – полагает председатель Совета Федерации.

Обеспечить качественное образование в регионах, на местах – это должно стать одной из главных целей реформы. Только воспитывая собственные кадры, можно поднимать экономику субъектов федерации.

«Не может быть ситуации, когда все образование страны сосредоточено в одном месте, даже в трех местах – в Питере еще и в Томске. Это геополитическая задача – создать равнопрочную сеть профессионального образования по всей стране. В противном случае мы потеряем не только образовательные центры, но и экономику», – убежден помощник президента России Андрей Фурсенко.

В среднем образовании – ставка на математику как на основу высокотехнологичной экономики. Наше высшее математическое образование до сих пор остается лучшим в мире. Поэтому и в средней школе следует сделать акцент на математике.

«Нужно точно определить минимум математического образования, базовый уровень математического образования. Нужно точно понимать, меньше чего нам знать никому нельзя. Если мы говорим о базовом уровне, то этот уровень должны усвоить все дети страны», – считает директор лицея №1581Анна Мехед (Москвы).

Анна Мехед, директор лицея, выпускники которого становятся студентами Бауманского университета, а потом успешными инженерами, считает: следует добавить в госстандарты часы русского и математики. И, может, тогда получится возродить былую славу России как страны блестящих инженеров, физиков и лириков.

Читайте также:
Как повысить качество российского образования?