29.05.2009 | 19:38

Памятник Левше открыт в центре Тулы

Памятник Левше в Туле сменил адрес прописки и с территории машиностроительного завода переместился в историческую часть города. Теперь знаменитый город оружейников, который увековечил в своем произведении Николай Лесков, получил зримое воплощение и своей литературной славы. Бронзовая фигура на двухметровом постаменте была торжественно открыта возле строящегося Музея оружия. Рассказывают "Новости культуры".

Тула давно ждала своего Левшу, и вот, наконец, он появился. Прищурив глаз, мастер рассматривает только что подкованную блоху. По осанке видно, что работой своей он доволен! Впрочем, для застывшего в бронзе мастерового это не совсем дебют. Однажды памятник уже торжественно открывали, но в другом месте.

Два десятка лет назад, в преддверии 50-летия "Туламашзавода", на предприятии был объявлен конкурс на лучший проект скульптуры Левши. Победил "Левша" Бронислава Кривохина, который в то время был начальника отдела связи. По этому случаю самодеятельного скульптора отпустили в творческий отпуск на два месяца.

"Дали мне мастерскую на девятом этаже в строящемся доме. Девятый этаж, лифта нет. Гипс, воду таскал на девятый этаж! Я его делал два месяца без выходных, с утра и до ночи! Тяжело было, но душа пела", – вспоминает Бронислав Кривохин.

Конкретного описания внешности Левши в рассказе Лескова нет. Из литературного произведения известно только, что Левша был "косой, на щеке пятно родимое, а в висках волосья при ученье выдраны". Так у кого же скульптор позаимствовал внешность для своего произведения? "Я выбрал самого близкого мне человека – своего сына. Одевали ему парик, ленту повязывали, фартук", – рассказывает автор памятника.

Сейчас бригада литейщиков, которые отливали Левшу, не прочь подурачиться, а двадцать лет назад задача перед ними стояла совершенно новаторская и далеко не шуточная.

"Это первая такая работа, которая была связана с художественным литьем. Не просто деталь, которая в массовое производство идет", – говорит литейщик Александр Галактионов. "Кстати, на оригинале стоят мои инициалы, Цех №5 и год изготовления – 1989, кажется", – замечает литейщик Леонид Чепегин.

Очень напоминает мастера Левшу и его сотоварищей, которые на каждой блошиной подковинке свои имена подписали. У Левши Лескова был реальный прототип – мастер Тульского оружейного завода Алексей Сурнин, который в свое время был отправлен "для совершенствования в мастерстве" в Англию. Левша скульптора Кривохина, по первоначальной задумке, должен был стоять на ухнале – так называется гвоздь. Рядом с ним должен был находиться венок в форме подковы с надписью: "Слава тульским мастерам". Выходит, что это больше чем просто памятник литературному герою, это памятник всем достойным мастерам.

Читайте также:
В Туле открыт памятник Левше