30.05.2009 | 22:15

"Дягилев-гала" в Большом

К началу двадцатого века российский балет, как известно, оказался вне конкуренции. Оставалось только оповестить об этом весь мир. В 1909-ом году Дягилев представил столице европейского искусства – Парижу - цвет российского хореографического театра. В честь столетия триумфа балетных "Русских сезонов", Большой театр подарил 30 мая публике представление "Дягилев-гала". Рассказывают "Новости культуры".

Празднование столетия "Русских сезонов" набирает обороты. Два дня назад закончился фестиваль на родине Дягилева в Перми. В этот вечер эстафету приняла Москва. На сцене - Пермская балетная труппа и хор Большого. А это почти сто пятьдесят человек. "Половецкие пляски" Фокина, самый свежий спектакль пермской труппы – премьера была две недели назад. "Половецкие пляски" стали откровением в Париже, в 1909 году – открыв первый балетный сезон. И сейчас их поставили специально для Дягилевского фестиваля во Франции.

Георгий Исаакян, художественный руководитель Пермского академического театра оперы и балета: "Пермь обязана была, потому что - это единственный город, где сохранился дом семьи Дягилевых, музей Дягилева. Город, где есть культ Дягилева".

Дягилев буквально фонтанировал идеями, принимал на ура самые смелые эксперименты. Фокин был из тех, кто шел ва-банк и не боялся рисковать. Новая пластика, танцевальные форма, баланс между кордебалетом и солистами. Сейчас это называют – креатив. Но даже сегодня не каждая труппа берется за "Половецкие пляски".

Наталья Ахмарова, хореограф Пермского театра оперы и балета: "Окунуться в эту атмосферу степи и почувствовать себя, не то что дикарями, но людьми, у которых должны гореть не 1-2, а все сто глаз".

"Треуголка" Леонида Мясина - реверанс Большого. Хореограф начинал свою балетную карьеру в Большом. Дягилев сразу обратил внимание на молодого танцовщика и тот поставил "Треуголку" - первый фолклорный балет на испанские темы для классического театра.

Юлиана Малхасянц, педагог-репетитор Большого театра: "Молодой танцовщик Мясин вдруг стал проявлять себя как хореограф. Его поддержал Дягилев очень сильно".

Солистка Большого Мария Александрова в этот вечер чувствует себя танцовщицей фламенко… "Треуголка" для классической балерины – испытание на прочность. Весь балет на характерных танцах – а значит, угроза для ног.

Мария Александрова, солистка Большого театра: "Не зря в императорских театрах отдельно были отдельно балерина классического театра и балерина народно-характерная".

С 1924 по 28-й год Мясин поставил для русских сезонов шесть спектаклей. А "Треуголку" несколько лет назад в Большом восстановил его сын.

Дягилев часто повторял - самое сложное открыть хореографа. "Аполлон Мусагет" Баланчина было одним из таких открытий. Редкий случай, когда молодой Баланчин поставил балет не только на танцовщиц. Впервые балет показали в Париже в 28-м году. С 47-го года он в репертуаре Парижской оперы.

Мари-Аньес Жийо, солистка Парижской оперы (Франция): "Балет был поставлен восемьдесят лет назад. Несмотря на возраст, он современен и сегодня. Чистые линии Баланчинского танца не спутаешь ни с чем".

Мари Аньес Баланчина танцует давно и каждый раз с удовольствием. Баланчин, одевший танцовщиц в трико и заставивший на пуантах танцевать джаз, не нарушая при этом классических канонов, влюбил в себя ни одно поколение балерин.

Эмели Козетт, солистка Парижской оперы (Франция): "Эта постановка всегда играет новыми гранями, эволюционирует год от года".

Эрве Моро "Аполлона" танцует впервые. На сцене Большого у него премьера. На технику ушло три недели, потом репетиции с партнершами. Говорит, что Баланчин - его хореограф.

Эрве Моро, солист Парижской оперы (Франция): "Баланчин в своем жанре - гений. То, что он ставил, до сих пор остается современным. Интересна эволюция божественного и человека".

"Дягилев-гала" – собрал три разные труппы. Спектакли трех разных хореографов, пересечением которых стали "Русские сезоны".