30.05.2009 | 22:30

О грядущей реорганизации отечественного кинопроизводства

1 июня министерство культуры России представит правительству предложения по реорганизации отечественного кинопроизводства. Одно из них - "укрупнение" государственных студий. Менять качество, меняя количество, в нашей стране пытались и прежде, но с переменным успехом. Обеспечит ли укрупнение успех отечественным фильмам? С руководителями студий и экспертами беседовали "Новости культуры".

По студии Горького Станислав Ершов перемещается как в кино: из прошлого в будущее. В 2005-м он начал локальную модернизацию вверенных ему коридоров. Сегодня здесь местами - замороженная стройка, местами - высокотехнологичный процесс. "Здесь находится студия долби. Весь четвертый этаж отдан под пост-продакшн", - рассказывает он.

Горького – одна из немногих в стране студий полного цикла. В кинопроизводстве по этим коридорам можно пройти от начала до конца. От павильона до лаборатории обработки пленки. Собственно, киностудия - это и есть, прежде всего, оборудование.

Карен Шахназаров, гендиректор киностудии "Мосфильм": "Современная студия - место, где можно сделать перезапись…, а не кабинеты, в которых рассуждают о кино".

Сегодня в России киностудия имеет шанс на выживание, только обслуживая то, что кино не является, - считают эксперты.

Даниил Дондурей, социолог СМИ и главный редактор журнала "Искусство кино": "Надо признать, что кинематограф убыточен, во всех случаях, кроме "Мосфильма", а прибыль "Мосфильма"- от телевидения: на их мощностях производятся сериалы и различного рода эстрадные программы".

Но даже если все государственные студии будут оснащены современной техникой и способны оказывать услуги телеканалам, - это еще не значит, что они выживут. Технически оснащенных студий в стране мало, но заказчиков еще меньше.

Карен Шахназаров, гендиректор киностудии "Мосфильм": "Сегодня создается даже избыток мощностей. Производство падает. И мы видим в Москве, например, четыре лаборатории . И конкуренция очень жесткая, и некоторые лаборатории сидят уже просто без работы".

Вячеслав Тельнов, гендиректор киностудии "Ленфильм": "Во время кризиса самая важная вещь – обеспечить загрузку, чтобы больше проектов снималось на киностудиях".

Чтобы загрузить работой уже оснащенные техникой студии и не искать денег на оснащение других, министерство культуры предлагает их укрупнить. 15 государственных студий должны превратиться в пять за счет объединения активов. Центрами объединения станут три студии в Москве: "Мосфильм", Студия Горького и Центр национального фильма, в Петербурге – "Ленфильм", за Уралом – Свердловская киностудия. Остальные превратятся в филиалы этих пяти. Для госбюджета - это способ оптимизации расходов, для центральных студий - возможность использовать активы филиалов для собственного развития. Согласно проекту укрупнения к Свердловской киностудии должны примкнуть Западно-Сибирская и Хабаровская студии кинохроники.

Михаил Чурбанов, гендиректор Свердловской киностудии: "Мы не пересекаемся, не конкуренты. Если нас объединят, мы дополним друг друга".

Ростовская и Нижне-Волжская студии кинохроники отойдут к ЦНФ, а у студии Горького могут появиться Северо-Кавказский и Казанский филиалы.

Станислав Ершов, гендиректор киностудии Горького: "В выгоде останутся все, и первым делом региональные студии, для них - это единственный способ достойно продолжать свое существование".

Но у будущих филиалов тоже есть свое мнение.

Михаил Михайлов, гендиректор Казанской киностудии: "Нас присоединить – это утопить то, что есть".

Казанская киностудия вышла из сложных 90-х без долгов и даже смогла организовать полный цикл производства. А регион, в котором она находится, заинтересован в развитии национального кино.

Михаил Михайлов, гендиректор Казанской киностудии: "Мы располагаем своей собственной базой, у нас есть технические кадры, мы не нуждаемся ни в чьем покровительстве".
Перед укрупнением предстоит оценить реальные активы региональных студий. Некоторые из них пытаются снимать игровое кино как, например, Свердловская и Казанская, но большинство снимает неигровое, для производства которого они и были когда-то созданы.

Даниил Дондурей, социолог СМИ и главный редактор журнала "Искусство кино": "Они писали время, они для этого и были созданы. Что происходит на Камчатке, в Западной Сибири, у нас большая страна, а сейчас эти функции выполняет телевидение, и они как бы умерли".

Укрупнение может способствовать оптимизации госбюджета, повысит ли это эффективность отечественного кинопроизводства? Пока проект укрупнения государственных студий еще на стадии обсуждения - самое время для вопросов.