01.06.2009 | 12:44

К 205-летию со дня рождения Михаила Глинки

Новатор, основоположник, корифей – каждый из этих эпитетов отражает роль Михаила Глинки в истории русской музыки. Сегодня исполняется 205 лет со дня рождения композитора, которого критик Стасов сравнил с Пушкиным: "Оба они создали новый русский язык – один в музыке, другой в поэзии". Сам композитор любил повторять: "Музыку создает народ, а мы, художники, только ее аранжируем". Произведения Глинки всегда были востребованы, разве что тонкости трактовки диктовала эпоха. Рассказывают "Новости культуры".

Пока одни восторгались творениями Глинки, другие называли его музыку кучерской. На его оперы в императорские театры отправляли солдат вместо гауптвахты. В советские времена Глинку подняли на щит и назвали первым русским классиком. Его первая опера открывала каждый новый сезон в Большом театре, однако называлась она уже не "Жизнь за царя", а "Иван Сусанин".

Вторую оперу композитора "Руслан и Людмила" ставили с купюрами. Из нее вымарывали все упоминания о языческих богах. Кстати, в XIX веке она тоже шла в укороченном варианте. Даже в клавире, изданном еще при жизни Глинки в 1856 году, кое-что было пропущено. По легенде этот клавир принадлежал дирижеру Эдуарду Направнику. Видимо, он и дополнил издание рукописной вставкой.

В 1954 году имя Глинки присвоили Музею музыкальной культуры в Москве, создали там небольшую экспозицию, посвященную композитору, а в архивы были переданы уникальные экспонаты.

В постсоветское время выяснилось, что Глинка не только автор двух великих опер, нескольких симфонических сочинений и прекрасных романсов. Он также написал множество камерных ансамблей для нетипичных составов – к примеру, с арфой, валторной или фаготом. А еще сочинил "Кантату на кончину императора Александра Первого и восшествия на престол императора Николая Первого" для хора, солистов и фортепиано.

"Она исполнялась только при жизни Глинки в зиму 1825 – 1826 годов в Смоленске. Какого качества это было исполнение, мы не знаем. Известно лишь, что Глинка как певец, в этом исполнении участвовал", – рассказывает главный научный сотрудник НИИ искусствознания Евгений Левашов.

В наше время предметом научного внимания стала не только музыка Глинки, но и его частная жизнь. Впервые опубликованные карикатуры Карла Брюллова "Глинка работает над "Русланом и Людмилой"" напоминают о дружбе двух великих людей. Разглядывая альбом карикатур художника Степанова, можно узнать любопытные подробности о Глинке и его времени. И это далеко не последние открытия, связанные с именем Глинки.