01.06.2009 | 19:35

Москва познакомилась с нашумевшей пьесой "Школа чревовещателей"

. Понятно, что этот автор – не из тех, кто ставит перед режиссером и актерами легкие задачи. В "Анархическом фарсе" - именно так назвал Ходоровски эту историю - разбирались "Новости культуры".

Ее жизнь изменилась стремительно и навсегда пятнадцать лет назад – тогда Наталья Белова из Тулы уехала за своей любовью в Бельгию. Там учительница истории стала театральным художником. Два года назад появились куклы. Для "Школы чревовещателей" Наталья сделала их больше двадцати. И попала в десятку.

Наталья Белова, художник по куклам: "Вся история в том, что попадая в школу чревовещателей, люди отдают душу куклам, и эти куклы становятся повелителями".

У каждой куклы лицо актера – Наталья делала черты лица гротескными, но в целом - нос, глаза, брови - узнаваемы.

"Школа чревовещателей" круто изменила жизнь актеров "Пуан Зеро". Чтобы работать с куклами, они прошли стажировки у известных кукловодов, месяцами занимались в лабораториях. Овладеть кукольной пластикой оказалось еще и физически сложно. Самое уязвимое место- запястье. Полтора часа кукла балансирует на руке….

Себастьян Шоле, актер (Бельгия): "С одной стороны, надо скрываться за куклой, с другой, приятно показать себя, я все-таки актер. А здесь всю славу надо делить с ним (кукольным персонажем)".

Ходоровски придумал историю мистическую…в которой главный герой Селест попадает в школу чревовещателей. В параллельном мире, где все позволено и куклы вершат судьбами людей, Селест пытается выжить и обрести себя.

Написав "Школу чревовещателей", Ходоровски умыл руки и дал карт-бланш режиссеру спектаклю Жану-Мишелю. Никаких капризов, пожеланий и уж тем более вторжений в постановочный процесс. Единственное что он сказал: "Берите пьесу и развлекайтесь с ней, как хотите. И, главное, предавайте меня как хотите. Мне все равно".

Жан Мишель Д'Оп, режиссер (Бельгия): "Что мне нравится в этой пьесе. Она очень многоэтажная. Есть много уровней ее восприятия. Есть философское, психологическое, сказочное… Каждый воспринимает, как захочет".

Актеры в черном –тени кукол. Эманюэль до сих пор примиряет себя со своим героем. Слишком много энергии, эмоций и сил забирает кукольный персонаж..

Эманюэль Матье, актриса (Бельгия): "Когда думаешь, что ты реально отдаешь всю энергию кукле, которая изначально просто неодушевленная вещь, а потом вдруг обретает душу и силу, ...становится не по себе".

Вначале актеры руководят куклами, постепенно куклы становятся, и сзади у них появляются их манипуляторы, за спиной актер надевает маску и становится куклой".

Для театра "Пуан Зеро" у Ходоровски на подходе уже третья пьеса… Там главные герои тоже куклы…Так что выйти из кукольной тени драматическим актерам удастся не скоро.