02.06.2009 | 12:06

Филипп Жанти привез на Чеховский фестиваль спектакль "Болилок"

"Билет в страну сюрреалистических фантазий", "два часа волшебства и поэзии", "театр новых пространств" – так восторженные критики пишут о спектаклях Филиппа Жанти. На VIII Чеховский фестиваль французский чародей привез свою новую постановку "Болилок". Показ пройдет сегодня вечером на сцене Театра имени Пушкина. Этот спектакль столичные театралы ждут с особым нетерпением, ведь Жанти умеет не повторяться. Рассказывают "Новости культуры".

Филипп Жанти – мастер сновидений. "Для меня театральная сцена – область подсознательного. Какой уж тут реализм. В театре всегда показывают сны, а зрителю приходится проявлять активность – искать интерпретацию – то, что все мы делаем после пробуждения", – поясняет режиссер.

В Москву он приезжал в 1980-х, когда был еще эстрадным кукольником и показывал номера про поющих страусят и марионетку-Пьеро. В 2000-х Жанти предстал перед столичной публикой уже совсем другим – всесильным магом, создателем зрелищ, в которых свет, звук, актер, механизмы и вещи – равноправные участники удивительных метаморфоз.

"Он был всемирно известным кукольником и смог от этого уйти. Правда, тут у меня есть подозрения. Это совпало с появлением в его жизни Мари Ундервуд. Женщины на многое способны. Может быть, она уговорила его отойти от эстрады и сделать что-то стоящее", – говорит режиссер Илья Эпельбаум, коллега Филиппа Жанти. Он тоже трудится над созданием иллюзии, что куклами никто не управляет.

"У зрителя должно быть ощущение, что коробка живет сама по себе. Когда спектакль начинается, оркестр играет, все как положено", – замечает Дмитрий Крымов. Он, как и Жанти, является апологетом визуального театра. "Я смотрел только один его спектакль и абсолютно влюбился. Обычно в кино любовные сцены происходят под звук дождя, и это признак романтики. Я бы хотел объясниться Филиппу Жанти в моей любви под шум дождя", – признается Крымов.

На прошлом Чеховском фестивале Дмитрий Крымов посмотрел спектакль Жанти "Край земли" и до сих пор под впечатлением от увиденного. "Я даже не знаю о чем был этот спектакль. Наверное, о мужчине и женщине. Какой-то паук пытался обворожить женщину, танцевал с ней танго, какие-то кубики двигались из одной кулисы в другую", – вспоминает он.

Режиссер Жанти способен контролировать все. В основе создаваемых им видений – техническая точность и сложнейшая машинерия. Реквизит спектакля "Край земли", например, весил семь с половиной тонн. "Он очень много работает с техниками, потому и остается "кукольником". Слово старомодное, но как еще назвать театр, где объекты, механизмы работают наравне с людьми. Изобразительный, двигающийся театр", – продолжает Илья Эпельбаум.

Основная тема Чеховского фестиваля этого года – так называемый "новый цирк". Жанти – один из самых ярких его представителей. "Это немного цирковое направление – удивить публику техническими эффектами. Но это удивительно и правда, завораживает", – заверяет Эпельбаум.

Трюки для Жанти не самоцель, а ткань и содержание его произведений. По образованию он график. Отсюда художественная отточенность его спектаклей. Основа образности – сюрреалистическая живопись Магритта и Дали. Смысловая основа – психоанализ. Жанти виртуозно показывает внутренние процессы – психические и телесные.

Спектакль, который он привез в Москву на этот раз, не исключение. "Болилок" – это история о том, как марионетки перестали подчиняться кукловоду, произвели над ним сложную операцию и побывали на краю земли.

Все материалы о фестивале>>>