02.06.2009 | 19:30

История России ХХ века, рассказанная языком плаката

В Третьяковской галерее открылась выставка, на которой представлены работы лучших мастеров плакатной графики: от "Окон РОСТА" до наших дней. Они не только чутко откликались на вызовы своего времени. В их произведениях находили отражение и неожиданные арт-новации и свежие эстетические веяния эпохи. Рассказывают "Новости культуры".

История страны глазами плакатистов. Оказывается, это еще и история стилей, которые сменяли друг друга на протяжении двадцатого века. От конструктивизма и футуризма 1920-х к концептуальным плакатам современности. В Третьяковской галерее хранятся оригиналы плакатов "Окон РОСТА". В Москве их выпускали Черемных, Маяковский и Малютин, а в Петрограде – Лебедев. Их лаконичный футуристический язык отражал веяния времени.

"Мастера авангарда после революции активно этим занимались. Плакат носит прямые отсылки к тем художественным новациям, которые мы видели в других областях деятельности", – замечает исполняющая обязанности директора Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Коллекция плакатов Третьяковской галереи приближается к двум тысячам. Среди них есть настоящие шедевры. Например, плакат Моора "Помоги". На выставке представлены сразу два варианта – оттиск с надписью и оригинал. "Мы все пытались его показать в одной из наших экспозиций графических, но не удавалось лишь потому, что этот плакат такой экспрессивный, он забивал другие произведения. А здесь с другими плакатами он как-то соседствует", – говорит куратор выставки Людмила Смирнова.

В оригинале представлен также плакат Дейнеки "Колхозник, будь физкультурником", выполненный цветным карандашом. Призыв этот давно устарел, но язык художника по-прежнему современен. Классикой стали плакаты военного времени. Работы Голованова, Тоидзе, Кукрыниксов в те годы печатались большим тиражом.

В наше время сложилась парадоксальная ситуация. Художники делают плакаты для себя. "Художник может выразить любую тему по своему желанию, по своим интересам, но у него нет возможности печатать", – отмечает искусствовед Нина Бабурина.

Язык плакатов изменился. В наше время художники используют компьютерные технологии. Однако ассоциативное мышление и умение отражать время осталось прежним.