03.06.2009 | 12:45

Эмма Цесарская – первая советская кинозвезда

Сегодня исполняется сто лет со дня рождения Эммы Цесарской. Она начала сниматься в кино еще во времена "великого немого" и стала едва ли не первой советской актрисой, создавшей на экране образ сильной, независимой женщины. Ее Аксинья в первой экранизации "Тихого Дона" потрясла Михаила Шолохова, а западная пресса называла Цесарскую "гордостью Советского Союза". Все изменилось в одночасье. Роковую роль в судьбе актрисы сыграли трагические события 1937 года. Рассказывают "Новости культуры".

Первая роль Эммы Цесарской в 1927 году стала сенсацией. Она переломила поток жеманных, безвольных героинь немого кино. Ее образы отвечали требованиям бурного времени конца 1930-х. Режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов искали именно такой – новый типаж.

"Удачной находкой была Цесарская. Человек, который строит сам свою судьбу и отстаивает право давать волю своим чувствам. Она была не просто кинозвезда, она была первая советская кинозвезда", – говорит киновед Евгений Марголит.

На роль Аксиньи в "Тихом Доне" Цесарскую утвердили даже без кинопроб. Еще за девять месяцев до начала съемок Шолохов был покорен ее красотой и внутренней свободой. Он даже писал актрисе страстные письма. Но случилось страшное. "Картину запретили, режиссеров отовсюду исключили, и только Шолохов спас ситуацию", – продолжает Евгений Марголит.

В списке работ при вступлении в Союз кинематографистов в 1957 году Цесарская указала всего шестнадцать картин. Преступно мало для актрисы, которая до войны не могла спокойно пройти по улицам. Ее постоянно узнавали, хотели пообщаться.

Арест мужа в 1937 году поставил крест на ее стремительном восхождении. О том, чтобы сыграть Грушеньку в "Братьях Карамазовых" в совместной картине Германии-Франции-Англии, не могло быть и речи. Что уж говорить о предложениях из Голливуда.

Константин Юдин снял Цесарскую в "Девушке с характером" после специального разрешения. Остальные режиссеры даже не рисковали спрашивать. Однако актриса никогда не опускала руки, играла в Театре киноактера. С Павлом Борисовичем Винником она поделилась секретами мастерства. ""Я роль разгадываю. Нахожу похожих среди знакомых и перевоплощаюсь, и ты так делай". Я ей благодарен за урок мастерства", – говорит народный артист России.

В ее кинобиографии были разные жанры – от ужасов до комедии. Многие картины не сохранились, но до наших дней дошли слава о ее мастерстве и воспоминания, в которых она предельно четко сформулировала то, что составляло ее жизнь: "Я изображала жизнерадостных и сильных героинь, но все это было таким далеким от моей жизни. Я работала, чтобы вырастить сына и совершенствоваться в своей любимой профессии!".