03.06.2009 | 13:40

Спектакль "Болилок" Филиппа Жанти: перевод не требуется

Филипп Жанти – желанный и проверенный гость Чеховского фестиваля, как, впрочем, и Авиньонского, и Эдинбургского. Реальность у этого режиссера относительна и многослойна. Каждая его постановка пронизана экзистенциальными размышлениями. В одной из самых знаменитых упрямый Пьеро обрывает нити, освобождается от кукловода, но это приводит его к смерти. В новой пьесе Филипп Жанти снова подбирается к теме независимости от хозяина и снова ведет зрителя на зыбкую почву относительности. Сообщают "Новости культуры".

Свой новый спектакль Филипп Жанти назвал "Болилок". В словаре французского языка такого слова не найти. Есть "soliloque" – разговор с самим собой, "ventriloque"- чревовещатель, а "болилок" Жанти придумал сам.

Филипп Жанти, режиссер (Франция): "Неплохое изобретение. Это слово не нужно переводить на другие языки. Оно ничего не значит. Бессмыслица. Но это то и делает его словом универсального языка, языка, понятного всем".

Спектакли Жанти - и правда, не нуждаются в переводе. Конечно, некоторая осведомленность в психоанализе может обогатить восприятие зрителя. Но достаточно будет и просто открытых глаз, чтобы ахать на удивительные превращения сценического пространства и человеческих тел в нем.

Элис Осборн, актриса (Франция): "Да, само содержание спектакля, возможно, психоаналитическое. Но это дело режиссера. Наше дело - поддерживать техническую сложность представления, все время успевать: сделал что-то в темноте, под сценой,– и оп! ты уже на сцене. Постоянно приходится переключаться".

Любителем нонсенса, сюрреализма и сновидений, а также всесильным магом, заставляющим слаженно танцевать под свою дудку актеров, свет, звук и механизмы, - Филипп Жанти стал в 67-ом. Когда он, вполне успешный эстрадный кукольник, встретил свою жену, танцовщицу и художника - Мари Ундервуд.

Филипп Жанти, режиссер (Франция): "Вообще-то я прятался за куклами, боялся выйти к человеку. Встреча с Мари Ундервуд открыла мне человека, его пластику, движение в пространстве. Я сумел навести порядок в своем внутреннем мире и показать другим его устройство".

Все спектакли они подписывают вдвоем: Жанти и Ундервуд.
Филипп Жанти, режиссер (Франция): "Я придумываю структуру, выстраиваю последовательность образов и придумываю пространство. А потом приходит Мари и наполняет это пространство движением. Кроме того, она, как и я, записывает сны. Наши с ней сны – основной источник образности спектаклей Компани Жанти.

Но на "Болилок" Жанти вдохновил не сон, а психологическая статья о субъекте со множественной личностью. И вот уже кукловод и чревовещатель Элис теряет власть над своими марионетками. Ее ипостаси насмешливо гримасничают и обретают самостоятельность. Постепенное превращение куклы в человека - один из сюжетов спектакля "Болилок" и ноу-хау режиссера Жанти. В начале спектакля зритель наблюдает только голову актера Кристиана Хека, а в конце - он уже в полный рост, наравне с планетами, совершает акробатические трюки. И все это Хек вытворяет так выразительно, что его пригласили играть в "Комеди Франсез". Но ему там нравится гораздо меньше, чем у Жанти.

Кристиан Хек, актер: "В "Комеди Франсез" я - актер, который, прежде всего, несет текст, а у Жанти я много работаю не только с куклами, но и с собственным телом. Мне кажется, именно в его театре я познал себя и освоил универсальный язык, на котором меня не только франкофон может понять".

Во время спектакля "Болилок" на сцене три человека видимых и два невидимых.

Эммануэль Лаборд, техник-кукловод (Франция): "Я уже десять лет работаю с Жанти над технической поддержкой магии и волшебства. Если какой-то предмет сам по себе ползет по сцене, то это дело моих рук".

Один из секретов волшебника Жанти – свет. Его выставляют так, чтобы нити, за которые дергает кукловод, оставались невидимы. В спектакле "Болилок" секреты театрального света в соединении с акробатикой позволяют актерам парить в невесомости. Или нам это только снится.

Все материалы о фестивале>>>