04.06.2009 | 12:49

Ирина Корина. "Победа над будущим" на Венецианской биеннале

"Новости культуры" продолжают рассказывать о российских участниках 53-й Венецианской биеннале. Ирина Корина окончила ГИТИС, затем доучивалась актуальному искусству в Гетеборге и Вене. Ей всего 31 год, и она вполне попадает в категорию "молодых художников". Тем не менее, Московский музей современного искусства выделил для ее персональной выставки целых четыре этажа, а куратор Ольга Свиблова поручила ей придумать центральный объект для российской экспозиции в Венеции. Рассказывают "Новости культуры".

Ирина Корина – художник основательный и серьезный. Впрочем, другие за инсталляции даже не берутся. Ведь изготовить инсталляцию – что дом построить, а вот продать или сохранить ее практически невозможно. Зато это самый верный способ создавать разные миры. "Это близко кино или театру, когда ощущение времени передается художником в деталях, материалах, фактурах", – поясняет Ирина.

Фактуры и материалы для своих работ Корина находит не в художественных магазинах, а на строительных рынках. Ее интересует все, что пришло в Россию вместе со словом "евроремонт". "Такая тотальная подделка, фейк. Очень дешевый, практически одноразовый материал, который притворяется дорогим", – продолжает Корина.

Пластик под малахит, карельскую березу и мрамор в инсталляции "Двойной Смайл" выглядит, как отчаянная попытка понравиться. Плитка из пенополистирола, раскрашенная под советскую мозаику, – в инсталляции "Назад в будущее". Одно из последних увлечений Кориной – разноцветная клеенка. В инсталляции "Ночной тариф" щупальца, обшитые клеенкой, воссоздают эпоху 1990-х.

"Конструктивистские формообразующие улицы пустые, где была только природа, деревья, архитектура, вдруг заполнились наростами ларьков, торговли и рекламы, как какая-то плесень на кристаллах", – замечает художница.

Социальные трансформации Корина рассматривает как биологическую жизнь. Органические наросты на стенах перемежаются фотографиями продуктовых прилавков. Как насекомые слетаются на свет, группируются вокруг ламп фотографии людей. Они теряются в узорах обоев, под пестроту которых мимикрируют сумки челноков. Впрочем, пересказывать инсталляции Кориной – дело неблагодарное. Они совсем не литературны, воздействуют на все органы чувств и производят ощущения.

Одна из работ называется "URANGST", что в переводе с немецкого и психоаналитического значит – "первичный, бессознательный страх". "Это такое ощущение городское – невозможность все контролировать, охватить все, что вокруг происходит", – рассказывает Ирина.

Созерцательно-аналитический подход к современности Ирина Корина сочетает с архитектурно-художественной мастеровитостью.

В инсталляции "Топ-модель" необходимо увеличение, чтобы рассмотреть повседневность. Впрочем, особо крупные размеры нужны Кориной и для отсылки к советскому прошлому. Для Венецианской биеннале она придумала пятиметровую скульптуру по мотивам фонтана "Дружба народов" на ВДНХ. Конечно, коринский фонтан создан не из золота, а из клеенки. "Наверху, под потолком, на последнем ярусе этого фонтана – ларек или магазинчик", – говорит она.

Кураторский проект российской экспозиции на Венецианской биеннале, в котором "Фонтан" Кориной займет центральное место, называется "Победа над будущим".

Все материалы о биеннале>>>