04.06.2009 | 13:21

Совпадения. 4 июня 2009 года

4 июня 1666 года в Париже состоялась премьера спектакля по пьесе Мольера "Мизантроп". Публика встретила постановку равнодушно, если не сказать холодно. Тем не менее, это была победа. После длительного запрета пьесы Мольера вернулись на сцену. Такая же судьба постигла книгу Михаила Булгакова "Жизнь господина де Мольера". Написанная в 1930-е годы. Она была опубликована лишь в начале 1960-х. В этот день, 4 июня 1926 года, Булгакову пришлось отстаивать свои творения. В письме к руководству Московского Художественного театра он выступал против переименования пьесы "Белая гвардия" в "Дни Турбинных". О других совпадениях дня Рассказывают "Новости культуры".

В этот день, 4 июня 1881 года, родилась Наталья Гончарова – театральный художник, скульптор, живописец. Она участвовала в выставках "Бубнового валета", была создателем еще одного художественного общества – "Ослиный хвост". Наталью Гончарову называют предтечей русского футуризма. Первые издания поэтов Крученых, Хлебникова и других оформляла именно она, внучатая племянница жены Александра Пушкина – Натальи Николаевны, в девичестве – Гончаровой.

Так совпало, что 4 июня, только 1832 года, в своем письме Александр Пушкин напишет своему другу, княгине Вяземской: "Представьте себе, что жена моя имела неловкость разрешиться маленькой литографией с моей особы. Я в отчаянии, несмотря на все свое самомнение". Ирония поэта объяснима, ведь литография с его особы – это вовсе не художественное произведение. Так Пушкин говорил о рождении своего первого ребенка – дочери Марии.

В этот же день, 4 июня 1881 года, родился художник Михаил Ларионов, который стал мужем художницы Натальи Гончаровой. Михаил Ларионов – создатель собственного нового направления в искусстве – "лучизма". Он любил устраивать экстравагантные художественные прогулки по Москве. Это были первые хэппенинги. Группа художников гуляла по улицам города с раскрашенными лицами, а потом публиковала манифест с вопросительным названием: "Почему мы раскрашиваемся?".

Кстати, если бы не работы Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой, мы не смогли бы представить какими были знаменитые "Русские сезоны" Дягилева. По приглашению великого антрепренера художники работали над сценографией "Золотого петушка", "Шута" и других постановок.

Так получилось, что 4 июня 1914 года Дягилев думал не о силе искусства, а о долгах. В этот день кредиторы потребовали возвращения денег, и труппе даже пришлось оставить костюмы и полное оформление сцены "Венецианский дворец" в коридорах Парижской оперы. Надо сказать, что история эта завершилась благополучно. Трупа переехала в Лондон и расплатилась по долгам.