05.06.2009 | 11:48

Российский павильон на Венецианской биеннале открыт

Венецианскую биеннале не случайно называют "Олимпийскими играми в области современного искусства". Аналогия вполне оправдана. Участие в смотре уже означает принадлежность к элите современного искусства, а победа обеспечивает лауреату статус законодателя арт-моды. Россию в конкурсе представляют семь художников. Официальное открытие биеннале состоится 7 июня, но Российский павильон уже начал свою работу. Рассказывают "Новости культуры".

Если Вы не интересуетесь современным искусством, то вряд ли захотите оказаться в Венеции в эти дни. Все темы разговоров так или иначе сводятся к Венецианской биеннале, а все дороги таинственным образом ведут в сады Джардини – главную выставочную площадку форума. Именно там находится Российский павильон с амбициозным названием "Победа над будущим".

"Это вектор, говорящий что движение вперед возможно, вера в то, что жизнь можно переделать. Переделать так, чтобы реки стали чище, птицы слышнее и люди счастливее", – говорит куратор Российского павильона Ольга Свиблова.

Павел Папперштейн в серии картин "Перспективы развития" предлагает задуматься над тем, как будут выглядеть мировые мегаполисы десятки, даже сотни лет спустя. Анатолий Журавлев, наоборот, обращается к прошлому. В его стеклянных шарах можно увидеть маленькие фотографии тех, кто повлиял на ход истории ХХ века. Муки творчества изобразил в своей инсталляции Георгий Острецов. Зритель вместе с автором проходит путь от задумки до воплощения.

Каждый художник совершает свою победу над будущим. Андрей Молодкин заполняет две стеклянные скульптуры богини Ники нефтью и кровью и совмещает их на экране. Этот проект символизирует двусмысленность любой победы. Работу Алексея Калимы можно увидеть только при ультрафиолетовом освещении. Попадая в окружение толпы болельщиков, зритель оказывается в роли игрока. "Я попытался нарисовать картину, на которую не нужно смотреть. Она сама смотрит на зрителя. Это картина на нас смотрит, а не мы на нее", – заверяет художник.

Только в Российской павильоне можно увидеть необычный фонтан из скатертей в исполнении Ирины Кориной. Такие проекты не оставляют зрителей равнодушными. "У меня такое ощущение, что я совершил целое путешествие, в котором увидел и мечты, и историю, и суровую реальность. Я думаю, надо присесть ненадолго и осмыслить все увиденное", – признается арт-критик Жан Л'Оливье (Бельгия).

Павильон в Джардини – главное место реализации творческих идей из России на Венецианской биеннале. Впрочем, российские художники осваивают и новые пространства. Часто для своих экспозиций они выбирают самые неожиданные площадки. Александр Пономарев представляет свой проект прямо на воде, посреди Гранд-канала. Его креативные подводные лодки уже видели в Париже, Люксембурге и Москве. В Венеции во время биеннале такое всплытие особенно актуально.

Художники Владимир Дубосарский и Александр Виноградов представляют на биеннале персональную выставку. Они приглашают зрителей в музей, но заранее предупреждают – это может быть опасно. "Даже в музее, когда ты вроде бы расслаблен и созерцаешь искусство, ты не контролируешь себя, эмоции свои. А потом вдруг тебе показывают, как ты выглядишь: ты чужую жену взял за талию, ты высморкался не так", – поясняет Владимир Дубосарский.

Дело в том, что в каждую картину вмонтирована маленькая камера. В отдельном зале каждый желающий может увидеть то, что подсмотрели музейные экспонаты. "Зритель как бы общается с картиной, потом он видит свою реакцию на эту картину, и получается такой интерактивный обмен эмоциями", – рассказывает Александр Виноградов.

Современные художники стремятся к интерактиву. Венецианская биеннале – яркое тому подтверждение. Мало создать проект, важно увидеть реакцию зрителей. Если удастся их удивить, это уже можно считать победой.

Все материалы о биеннале>>>