05.06.2009 | 14:17

Государственный музей истории религии - о новых выставках

Петербургский Государственный музей истории религии, аналогов которому в мире нет, объявил о своем намерении организовать две новые выставки. Их темы продиктованы пожеланиями посетителей, из числа тех, для кого такие слова, как "медитация", "карма", "реинкарнация" стали частью регулярного словаря. Но для большинства эти понятия остаются такими же загадочными и далекими, как туманность Андромеды. Сейчас реставраторы музея готовят наглядные пособия - приводят в порядок уникальные экспонаты. Рассказывают "Новости культуры".

В XIX веке золото разводили в ртути и покрывали им латунь - почти забытый способ. Сейчас мастер Борис Кузьмин очищает оклад старинной иконы от солей, чтобы вернуть былой блеск. В музее истории религии приводят в порядок одновременно десятки экспонатов, один из самых ценных - этот расписанный темперой крест. Но в последнее время акценты сместились. Все внимание мастеров - к восточным предметам.

Елена Демидова, заведующая отделом научного проектирования экспозицией: "В музее провели социальный опрос. Зрители интересуются восточными религиями".

Реставрационный бум связан и с тем, что музей переехал в новое помещение. Так что теперь экспонаты можно детально рассмотреть и если надо - назначить лечение. Вот, например, модель храмового комплекса из Китая. В документах числится – "макет Юн-хэ-гуна", но это еще предстоит уточнить.

Иван Мельников, реставратор по металлу: "Неизвестно, что за модель - не ясно, как ее собирать, как реставрировать".

Ямантака - здесь изображен со своей шакти - духовной супругой. Персонажу буддийского пантеона положено иметь шестнадцать ног, тридцать четыре руки, девять голов, причем центральная нижняя - голова буйвола. Кроме того, Ямантака в соответствии с иконографией должен быть синим. Со временем фигура стала черной, из-за потемневшего лака. Реставраторы должны вернуть Ямантаке прежний цвет и, главное, - форму.

Владимир Горячев, реставратор по металлу: "По звуку чувствую, что металл вернулся на место. Он говорит: "дум-дум", если еще нет: "ипс-исп".

Металл, говорят специалисты, - живой. Выколотка хранит память об ударах мастера-индуса, который создал эту фигуру. Поэтому главное правило реставраторов, как и у врачей, - не навредить.

Ямантаку и модель храмового комплекса зрители увидят отреставрированными уже очень скоро. В этом году музей открывает целых две выставки, связанные с восточными религиями.