11.10.2012 | 19:46

В Царском Селе после реставрации открыт павильон "Белая башня"

В Александровском парке Царского Села после многолетней реставрации открылся новый музейный павильон – «Белая башня». Построенная в 1826 году, она предназначалась для игр и обучения сыновей императора Николая Первого. Там цесаревичи занимались гимнастикой, танцами, фехтованием, изучали военное дело и артиллерию. Памятник, разрушенный почти до основания, начали восстанавливать в 1980-е годы. Завершить проект удалось только сейчас. Результаты долгосрочной реставрации оценили «Новости культуры».   

Белая башня – один из самых романтических царскосельких архитектурных проектов, к возрождению которого заповедник шел несколько десятилетий. К началу XXI века реставраторам удалось реконструировать объем здания, но преобразить внутреннее пространство башни музейщики смогли только после 300-летнего юбилея резиденции.

«Это наша очередная высота в Александровском парке, которую мы взяли штурмом, и все-таки удалось это открыть», – говорит директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.

Неоготическую революцию в Александровском парке зодчий Адам Менелас начал в 1817 году. За Большим дворцом выросли павильоны – Арсенал, Шапель, Ферма. Белая башня имитировала средневековый замок, окруженный рвом и земляным валом. Круговую оборону обеспечили львы мастера Ландини. Стражи башни, созданные скульптором Демут-Малиновским, напоминали об участниках Священного Союза. В годы оккупации рыцари стали свидетелями реальных боевых действий. В сентябре 1941 в башне расположился немецкий наблюдательный пункт. Прицельными выстрелами русские артиллеристы разрушили стратегический объект до уровня первого этажа.

Массивная чугунная печь – один из немногих оригинальных элементов убранства Белой башни. В XIX веке она обеспечивала отопление здания. Необходимую тягу создавало само устремленное вверх, подобно трубе, архитектурное пространство.

Сохранившаяся скудная иконография позволила лишь отчасти воссоздать убранство комнат на шести этажах здания. Так, в рыцарском зале об эпохе Менеласа напоминает веерный потолок, паркет и стрельчатые окна. В обьемах башни директор Ольга Таратынова воплотила давнюю мечту об интерактивном развивающем центре. Творческая мастерская, где дети будут делать гравюры и витражи, танцевальный зал и мультимедийная экспозиция для желающих побывать на рыцарском турнире.

«Экскурсия довольно продолжительная, она рассчитана на два часа. Но при этом мы приглашаем детей с шести лет. Несмотря на столь юный возраст, они все выдержат, они будут непосредственными участниками всего происходящего», – заверяет начальник отдела по работе с детьми Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Щевелева. 

В хорошую погоду с верхней площадки башни виден купол Исаакиевского собора. В начале ХХ века через эту доминанту проходила линия семафорного телеграфа. Открывающая панорама напоминает о том, что современному парку еще далеко до оригинала. Своего реставрационного часа ждут Арсенал, Шапель, Китайский театр и Федоровский городок.