09.06.2009 | 11:33

Балетмейстер Матс Эк представляет в Москве драматический спектакль

"С рождения он был обречен на театр и на бунт" – так пишут критики о Матсе Эке. Крупнейший шведский балетмейстер ХХ века, "мастер хореографического психоанализа", один из самых радикальных интерпретаторов классики снова приехал в Москву. На VIII Международном Чеховском фестивале он показывает "Игру снов" – постановку одной из самых сложных пьес Августа Стриндберга. Этот спектакль откроет российскому зрителю Эка – драматического режиссера. Рассказывают "Новости культуры".

В Европе его имя связано с танцем. Немногие знают, что Матс Эк начинал ассистентом режиссера драматического театра. Впрочем, в родном Стокгольме хореограф время от времени ставит в Королевском театре "Драматен". "До этого я поставил три спектакля. Когда меня пригласили в очередной раз, я предложил Стриндберга. Это и классический материал, и просто интересная история. В театре подумали и согласились", – замечает режиссер.

Эк не стал мучить драматических актеров балетными экзерсисами, но без танцев ему было бы слишком скучно. Поэтому между диалогами и монологами актеры танцуют. "Не могу сказать, что танцы для меня были труднее, чем все остальное. Матс хорошо знает, чего хочет добиться. Он прекрасно понимает, что я могу и где мой предел. Единственной проблемой был мой больной позвоночник – пришлось из-за него убирать многие танцевальные элементы", – признается актриса Ребекка Хемсе. Если бы только танец... Свой первый монолог Ребекка произносит, зависая над сценой, как каскадер.

Матс Эк сразу расставил приоритеты: главное – текст. На экране можно увидеть построчный перевод. Танец – всего лишь связка, акцент, не более того. "В этом спектакле сложно говорить о танце в привычном понимании. Главное для меня было дополнить текст Стриндберга хореографией, чтобы танец помогал пониманию этой пьесы", – поясняет режиссер.

В спектакле участвуют три классических танцовщика, но каждый из них играет драматическую роль. Сам Матс говорит, что уже не может отличить кто есть кто. "У актеров не было проблем с восприятием того, что я хотел выразить. Естественно, как в любом танце, это требовало борьбы с телом. Заставить себя работать на идею – а значит, в чем-то ломать себя", – добавляет Эк.

Стриндберг писал "Игру снов" поэтапно. После бурного романа с актрисой, которой была обещана главная роль, пьеса была дополнена. По мнению Эка, Стриндберг в этой истории немного перегнул палку. Главная героиня Агнес спускается с неба на землю. В мире людей ей предстоит испытать любовь и страдания, из дочери божества превратиться в человека.

"Такое ощущение, что Матс родился с театром. То, что он делает с хореографией и танцем, заставляет актеров работать сердцем. Свой танец Матс каждое утро повторяет сам, один. За ним так интересно наблюдать", – заверяет организатор проекта Бенуа Мальмберг.

Матс Эк предпочитает классическому танцу современный. Тем не менее, его легендарная "Кармен" идет в Парижской Опере, а "Спящая красавица" – "Принцесса на игле" – и вовсе произвела эффект разорвавшейся бомбы. В ближайших планах у хореографа – Чехов. Однако название пьесы он пока хранит в тайне.

Все материалы о фестивале>>>