09.06.2009 | 19:30

Портрет современного искусства на Венецианской биеннале

Зеленые просторы Джардини, великолепные палаццо и музеи Венеции в эти дни оккупировало современное концептуальное искусство со всего мира. У поклонников контемпорари арт есть почти полгода, чтобы осмотреть все объекты участников нынешней, 53-й по счету, Венецианскоей биеннале. Обладатели главных призов одного из самых авторитетных форумов современного искусства уже известны. Однако каждый зритель выбирает своего победителя, и это мнение не всегда совпадает с вердиктом жюри. Среди проектов, не получивших заветного "Золотого льва", тоже есть немало открытий. Рассказывают "Новости культуры".

По статистике, на одного жителя Венеции приходится сто семьдесят туристов, но в эти дни их еще больше. К любителям морских прогулок и итальянской кухни прибавились поклонники современного искусства. Их легче всего найти в садах Джардини. Создание миров – такую задачу предложил решить художникам со всего мира куратор 53-й Венецианской биеннале Даниель Бирнбаум. Оценки ставят зрители, выстраиваясь в очередь или проходя мимо. Больше всего желающих толпится возле Датского павильона, воторый, судя по табличке, выставлен на продажу.

"Это необычный проект. Я, например, выступаю в роли агента по продаже недвижимости, который приглашает зрителей на экскурсию по этому дому. И, конечно, им это интересно", – рассказывает участница проекта Хелен Статман.

Во время экскурсии зрители не просто изучают расположение комнат и интерьеры, знакомятся с картинами и предметами мебели. Они узнают историю семьи, которая здесь жила. Правда, эта история не самая веселая. На столе – огромная трещина, а на зеркале надпись: "Я больше никогда тебя не увижу".

"Да, здесь есть трагедия. Трагедия семьи. Но мы все равно хотим, чтобы зрители покидали этот дом с улыбкой, с позитивными эмоциями", – заверяет Хелен Статман.

Другой павильон – совместный проект Финляндии, Швеции и Норвегии. Там, по задумке авторов, живет сосед той самой семьи, что выставила дом на продажу. Потенциальным покупателям, конечно, интересно с ним познакомиться. "Это одинокий молодой писатель. Эксцентричный и немного странный. Не знаю, где он сейчас", – рассказывает участница проекта Вибеке Слингстад.

Выйдя из павильона, многие записываются на экскурсию снова. Интерактивные проекты, в которых можно поучаствовать, а не просто посмотреть со стороны, вызывают самый большой интерес. Может быть, именно поэтому в павильоне Венесуэлы немноголюдно. Посмотреть картины, висящие на стенах, можно и в музее. Для этого необязательно приезжать на Венецианскую биеннале.

"Я люблю инсталляции, в которых есть какое-то действие, и что-то происходит со мной. Когда я вовлечена в процесс, я просто не могу пройти мимо, что-то меня удерживает", – поясняет художник Патриция Пирсон.

Зрителя нужно удивить прямо на входе в павильон. Именно так сделали американцы. Неоновые слова – новый стиль общения со зрителем. "Мы хотели окольцевать ими все здание, чтобы можно было видеть их с любой стороны. Чтобы привлекал внимание не только фасад павильона, но вся его архитектура. Чтобы был контакт со зрителем и с садами Джардини", – замечает куратор американского павильона Карлос Басвальдо.

Американцы представили на биеннале несколько проектов художника Брюса Ноймана. Пятнадцать пар рук, которые живут своей отдельной жизнью, и головы, зависшие в воздухе. Такие эксперименты с частями тела потрясли не только зрителей, но и международную команду судей. В результате "Золотой лев" за лучший национальный павильон едет в США. Два почетных приза получили Джон Балдессари и Йоко Оно. Они названы важнейшими художниками нашего времени. "Это лучшая оценка работы, которую я делаю. Спасибо Венеции за вдохновение, которым она меня сейчас заряжает", – говорит Йоко Оно.

"Золотой лев" и звание лучшего художника на 53-й Венецианской бьеннале – у Тобиаса Ребергера из Германии. "В моей жизни было много художников, которые изменили мой мир. Я надеюсь, что есть здесь, на биеннале, те, кто тоже изменит чью-то жизнь", – заверяет он. Сам Ребергер изменил привычные представления о кафетерии. Его проект – это искусство, максимально приближенное к реальной жизни. Пить кофе в необычном интерьере теперь можно в одном из павильонов в Джардини.

За более чем столетнюю историю Венецианской биеннале менялись темы, кураторы, участники и победители. Неизменно одно: биеннале представляет самый актуальный портрет современного мирового искусства. Не исключено, что портрет сегодняшний через два года никто не узнает. Ведь постоянством современное искусство не отличается.

Все материалы по теме>>>