10.06.2009 | 11:06

Московский конкурс артистов балета отмечает сорокалетие

Рядовой танцовщик в сорок лет завершает карьеру. Московский международный конкурс артистов балета, отмечающий сорокалетие в этом году, выходит на новый этап. Сегодня престижный смотр в одиннадцатый раз начинает работу в столице. Экзамен в легендарных стенах Большого театра готовы пройти сто двадцать два участника из двадцати стран. О подготовке конкурсантов рассказывают "Новости культуры".

Московский международный конкурс артистов балета для танцовщиков – все равно что Конкурс Чайковского для музыкантов. В негласном балетном табеле о рангах он значится в первой пятерке.

Для Юрия Григоровича балетный марафон уже начался. Он не только возглавляет жюри, но и оргкомитет конкурса. Мировой кризис не умерил пыла молодых артистов приехать в Москву. Двести пятьдесят заявок было прислано со всего мира.

Победителей всех предыдущих конкурсов Григорович помнит по именам. Московский Гран-при не признает компромиссов. Только абсолют. "Почти все участники, лауреаты либо стали премьерами мировых трупп, либо руководителями театров. Это путевка в жизнь", – заверяет Григорович.

За свою путевку в балетную жизнь Наталия Касаткина боролась сорок лет назад, на первом конкурсе. Тогда она заняла второе место в младшей группе, а первый приз никому не присудили. Теперь у нее свой театр, да и сама она не раз была членом жюри. "Я старалась, чтобы все это проходило с легкостью, чтобы техника не забивала образа. Когда техника натренирована, она не мешает, а, наоборот, помогает", – заверяет она.

Одно из условий конкурса – две возрастные группы. Мария Семеняченко танцует в старшей. В Театре Станиславского и Немировича-Данченко балерина работает третий сезон и уже стала солисткой. В "Каменном цветке" она танцует партию Хозяйки Медной горы. Свой первый балетный конкурс "Фуэтэ Артека" выиграла в четырнадцать лет. Теперь – Московский конкурс. "Это, конечно, адреналин! Если головная боль, то незачем идти на конкурс. А здесь нужно еще раз доказать себе, что ты в состоянии, что ты можешь", – признается она.

Теперь с десяти до десяти Маша работает в репетиционном зале. В ее сумке – пять пар пуант. Ее педагог Маргарита Дроздова тоже когда-то испытала на себе конкурсную лихорадку. "Что такое конкурс? Это надо показать или па-де-де, или вариации, современные номера. То есть это очень большой выбор возможностей. Нужно показать себя с разных сторон", – замечает она.

С разных сторон покажут себя не только танцовщики, но и хореографы. Конкурс для них – это шанс вывести из тени собственные сочинения и, если повезет, получить приглашение на постановку. "Современные номера показывают особую грань таланта исполнителя. Хотя я еще раз говорю, что классический танец является той доминантой, тем фундаментом этого конкурса, который был заложен с самого начала", – заверяетговорит Юрий Григорович.

На конкурс хореографов Юрий Васюченко идет впервые, хотя сам преподает в академии мужской и дуэтный танец. Его ученики, Сергей и Катя, уже танцевали номер "Аве Мария" на выпускном гала-концерте. Теперь он заявлен в конкурсной программе. "Когда ты выставляешься на конкурс, ты автоматически начинаешь себя с кем-то сравнивать. Какие-то вещи нравятся, и кажется, что лучше бы ты свои номера не показывал", – признается Юрий Васюченко.

Впрочем, даже самые блестящие хореографические идеи меркнут, если их некому воплотить на сцене. Конкурс хореографов вот уже несколько лет как вынесен в отдельную номинацию.

Катя Иванова и Сергей Диев уже чувствуют в крови конкурсный адреналин и торопятся не упустить свой шанс. "На этот конкурс приедут многие руководители театров. Мы можем получить дополнительные приглашения на работу. Надо думать о будущем", – считает выпускник Академии хореографии Сергей Диев. "Этот конкурс – еще одна возможность показать себя", – добавляет Катя Иванова.

Одиннадцатый международный конкурс посвящен Марине Семеновой – в этом году легендарная балерина отметила сто первый день рождения.