10.06.2009 | 17:38

XX "Кинотавр" - фестиваль радикального кино

XX "Кинотавр" заявляет о себе как о фестивале радикального кино. По крайней мере, так можно судить по первым рабочим дням киносмотра, начиная с киноальманаха "Короткое замыкание", который открывал фестиваль. Один из его авторов - Иван Вырыпаев, известный драматург и режиссер - открывал еще и основной конкурс "Кинотавра". Вместе с его "Кислородом" новую ленту "Европа-Азия" показывал и маститый режиссер Иван Дыховичный. Два этих фильма минувшим днем были в центре обсуждения. Хроника XX "Кинотавра" - в материале "Новостей культуры".

Море, солнце и кино – за 20 лет "Кинотавра" этот триумвират ни разу не давал сбоя. Но, кажется, "Кислород" никак не помешает этой троице. Глоток свежего воздуха или манифест поколения – символичное начало конкурсной программы. Вот так вздохнуть полной грудью О2 и начать смотреть все 12 конкурсных лент.

Приступив к работе, жюри уже не комментирует конкурсные фильмы. Все публичные проявления симпатии оставлены до финала. Состав судейской коллегии гармонично сбалансирован по кинематографическим профессиям. Все - почти как в реальном кинопроцессе. От сценариста и режиссера, до оператора, актеров, продюсера и критика.

Невероятно красивый визуальный ряд – это вполне можно считать визитной карточкой кинорежиссера Ивана Вырыпаева, или его оператора Андрея Найденова. "Кислород" трудно сравнивать с дебютной "Эйфорией", но и здесь та же волнующая художественная картинка. Только, наверное, "Кислород" намного важнее для самого автора.

С "Кислорода" в театре началась история известного сейчас драматурга Вырыпаева.

Иван Вырыпаев, режиссер: "Мы не делали ставку на этот фильм, и большей части людей он не понравится, наверное".

Он сетует, что на конкурсном показе было плохо слышно музыку. От этого фильм воспринимали не так, как хотелось Вырыпаеву. Его 10 заповедей на новый лад в кино стали 10 клипами, в которых главное действующее лицо – все-таки текст.

Иван Вырыпаев, режиссер: "75 минут вы слышите текст. Мне кажется, это сама по себе идея полезная. Обычно же считается, что текст в кино – это враг кино".

Другой Иван – признанный киномастер Дыховчиный тоже снял свою ленту по современной пьесе. "Европа - Азия" - дело рук екатеринбургских умельцев братьев Пресняковых.

Правда, по словам Дыховичного, сначала он выбрал совсем иное произведение братьев. Но их повесть "Убить судью", так и не станет фильмом, зато "Европа Азия" поражает убойным абсурдом и кинематографическим трэшем.

Иван Дыховичный, кинорежиссер: "Это смелое кино - новый жанр".

На границе Европы и Азии группа шарлатанов остроумно вымогает деньги и проезжающих. Десятые сутки отмечая свадьбу и требуя взамен преподнесенного стакана подарок молодоженам. И это то, к чему привыкли в театре, но пока кажется совсем новым в кино. Странная тенденция.

Виктория Белопольская, кинокритик, член отборочной комиссии фестиваля "Кинотавр": "Первый день программная дирекция поставила два самых радикальных фильма. Мы заявили о себе как о фестивале, который приветствует радикализм".

Такие вот настроения царят в Сочи. XX "Кинотавр" не собирается почивать на лаврах и готов показывать любое, даже, во многом, спорное кино. Как рассказывают отборщики - выбирать было из чего.

Все материалы о фестивале>>>