12.06.2009 | 10:12

Загадки Шапки Мономаха

Византия, Средняя Азия или Золотая Орда – вот уже несколько веков исследователи выясняют, откуда же произошла Шапка Мономаха? Вокруг одного из самых известных памятников истории и культуры российского государства едва ли не больше всего загадок. Кто был ее создателем, и почему этот царский венец называется Шапкой Мономаха? О новых предположениях происхождения реликвии рассказывают "Новости культуры".

До конца XVIII века скань называлась византийской филигранью. По легенде, Шапка Мономаха была привезена из Византии. Именно оттуда и было принято вести ее происхождение. В 60-е годы XIX века появились другие исследования. О том, что это памятник восточный, а точнее – золотоордынский.

"Мне очень хотелось воскликнуть вслед за Борисом Годуновым: "Тяжела ты, Шапка Мономаха!". На памятнике нет никаких надписей – даты, имени мастера, нет города или области, где она была выполнена, нет никаких документальных ранних источников, связанных с ней", – поясняет хранитель коллекции регалий Государственной Оружейной палаты Ирина Бобровницкая. Еще шесть лет назад она решила внимательно рассмотреть форму Шапки и полюбопытствовала, как она выглядит изнутри.

"Она состоит из восьми трапецивидных пластин. Сверху, где пластины сходятся, они закрыты полукруглым навершием, а под навершием – звездочка. Что-то туда вставлялось", – продолжает Ирина.

Такие пластинчатые головные уборы были характерны для монгольских государей, начиная с XIV века. Филигрань с цветком, напоминающим лотос, при внимательном рассмотрении тоже напоминала золотоордынскую.

Один из залов Исторического музея, посвященный этому периоду, расписан мотивами орнамента Шапки Мономаха. "Вы сейчас видите все эти орнаменты на потолке нашего тринадцатого зала. Они исполнены настоящим сусальным золотом и сияют в полной красоте", – замечает заместитель директора по научной работе Государственного исторического музея, доктор исторических наук Вадим Егоров.

Золотые звезды и лотосы, а еще шапочка из Симферопольского клада, найденная в 1960-е годы, – все подтверждает золотоордынское происхождение царского венца. Крепления камней на симферопольской шапочке полностью соответствуют креплениям на Шапке Мономаха.

Дистиллированной водой очищают женский халат золотоордынского периода, найденный в начале 1990-х под Астраханью. "Костюм золотоордынской женщины очень многослойный. Халатов было много – это характеризовало статус", – рассказывает художник-реставратор Анна Мамонова.

Халаты при раскопках представляли собой просто грязные комки. Три года ученые из МГУ, НИИ реставрации и Исторического музея ломали головы над способами восстановления артефактов. В ходе исследований удалось установить и текстуру ткани, и ее цвет, и даже обнаружить золотые нити.

"Нитки, как нам удалось выяснить, представляли собой полосочки примерно 0,3 милиметра шириной органического материала. Как мы выяснили с помощью биологов из МГУ, это ткань кишечника животных, покрытая с одной стороны тонким слоем стопроцентного сусального золота", – говорит заместитель заведующего отделом реставрации Государственного исторического музея, кандидат химических наук Ольга Лантратова.

Удалось установить, что из таких золотых нитей на халате был вышит орнамент, характерный для китайских тканей XIII – XIV веков. На нем – цветок, похожий на лотос. "Этот халат еще раз подтвердил точку зрения тех ученых, которые считали орнаменты Исторического музея пришедшими откуда-то с Востока. Но сама Шапка была изготовлена, скорее всего, не в Китае и не в Персии, а именно на территории Золотой Орды", – полагает Вадим Егоров.

С петровских времен венец стал декоративным убором. Россия превратилась в империю, и главной стала корона.

В 1702 году царь Петр Алексеевич решил провести реестр сокровищ Оружейной палаты. Сохранились записи чиновников того времени, в которых зафиксирована цена царского венца – 586 рублей с полтиною, и вес – 2 фунта и 26 золотников. Это чуть больше килограмма. Шапка Мономаха оказалась не так уж тяжела.

Она по-прежнему остается тяжелой лишь для исследователей, которые на протяжении семи веков выясняют имя гениального ремесленника, создавшего изящный и величественный символ, которым семь веков мечтали обладать сильнейшие люди России.