13.06.2009 | 22:31

Венецианские гондолы: история вопроса

На 53-й Венецианской биеннале современного искусства завершился официальный, конкурсный, призовой этап, и всю прошедшую неделю гости города свободно выбирали, к каким шедеврам прикоснуться, и многие по-прежнему спешат познакомиться с гордостью и символом Венеции - длинной одновесельной лодкой с приподнятым фигурным носом и высокой кормой. Гондола никогда не уступит в популярности самому выдающемуся произведению современного искусства. Рассказывают "Новости культуры".

В Венеции вы не найдете машин, автобусов и даже велосипедов. В самом романтическом городе мира, как и положено, даже общественный транспорт окутан дымкой романтики. Водные трамвайчики – по-итальянски "вапаретто", катера и, конечно, гондолы. В Венеции их ровно 425 – не больше, не меньше.

Получасовая прогулка на гондоле стоит недешево – 90 евро. Но туристы денег не жалеют. Главное, чтобы повезло с гондольером. Тогда он расскажет много интересного – об истории города, о традициях и даже, может быть, немного о себе.

Чтобы управлять королевой лодок – так итальянцы часто называют гондолу, нужно стать членом ассоциации гондольеров. Попасть в этот элитный клуб непросто. Критерии отбора очень высоки.

Антонио Малерба, вице-президент ассоциации гондольеров(Италия): "Гондольер должен знать как минимум два иностранных языка, сдать экзамен по истории Венеции и вождению гондолы. И только если он пройдет этот жесткий конкурс, может начинать работать".

Черные брюки и рубашка – белая или полосатая – таков дресс-код гондольера. Он закреплен специальным законом в муниципалитете Венеции, как и внешний вид самой гондолы.

Антонио Малерба, вице-президент ассоциации гондольеров(Италия): "Гондола выглядит так, как выглядела 1200 лет назад. Носовое украшение у всех гондол одинаковое. Зубчики, смотрящие вперед, символизируют 6 районов Венеции, зубчик, смотрящий в противоположную сторону – остров Джюдекка. Верхняя часть напоминает корону венецианского дожа. А вертикальная линия, на которой закреплены зубчики, – это символ Гранд- канала".

Каждая гондола сделана из 7 сортов дерева и 272 деталей. Самые уязвимые и ломкие – весло и уключина – форкола, по-итальянски. Паоло Брандолизио уже много лет в своей мастерской именно их и делает.

Паоло Брандолизио, мастер по изготовлению весел и уключин(Италия): "Я начинаю с того, что вырезаю из ствола дерева цельный кусок. После этого я его оставляю на некоторое время в покое, чтобы он высох. И только потом приходит гондольер, выбирает размер и высказывает свои пожелания".

Форкола помогает расположить весло так, чтобы было удобно грести, поворачивать и останавливаться в узких каналах Венеции. Но, приходя в мастерскую сделать очередной заказ, гондольеры думают не только о функциональности. Все-таки гондола – не просто транспорт, а произведение искусства.

Паоло Брандолизио, мастер по изготовлению весел и уключин(Италия): "Вот эта часть служит для того, чтобы увеличить силу нажима весла, а вот эта – исключительно для красоты. Обычно такие уключины заказывают для гондол, предназначенных для особых событий, свадеб, например".

Пьеро работает в этой мастерской вместе с Паоло. Сейчас он возрождает к новой жизни весло. Такой косметический ремонт требуется каждые два месяца.

Пьеро Дри, мастер по изготовлению весел и уключин(Италия): "Чаще всего приходится менять вот эту часть. Она самая уязвимая. От воды она меняет форму. А она должна быть закругленной, чтобы было удобно маневрировать. Поэтому мы вырезаем эту часть и заменяем новым куском дерева".

Кстати, дерево для весел привозят специально из Индонезии.

Паоло Брандолизио, мастер по изготовлению весел и уключин(Италия): "Индонезийское дерево легкое, но при этом очень прочное. И, что очень важно, подвергаясь воздействию воды, оно не меняет свои свойства".

Гондольер управляет лодкой при помощи всего одного весла. Поэтому, конечно, очень важно его приручить.

Пьеро Дри, мастер по изготовлению весел и уключин(Италия): "Весло должно слушаться гондольера. Если оно существует само по себе – это целая проблема".

Чтобы такой проблемы не возникало, и трудятся по восемь часов в день Паоло и Пьеро. Они делают весла с покладистым характером. Чтобы удовольствие от прогулок получали не только туристы, но и сами гондольеры.


Все материалы о Венецианской биеннале>>>