13.06.2009 | 22:40

Рейтинги симфонических оркестров мира

Накануне в Москве завершился фестиваль симфонических оркестров мира. Парад коллективов, признанных лучшими на планете. Механизм признания – то, что нас интересует сегодня, поскольку система рейтингов – это ведь, по сути, одна из основ нашей цивилизации. В мире давно существует система рейтингов – показателей уровня популярности и индикаторов исполнительского мастерства. Это дело вкуса или дело техники – выясняли "Новости культуры".

На самом деле, музыканты прекрасно знают, кто из них лучший. Но общественное мнение может кардинально отличаться от оценки профессионалов. На рейтинги, которые составляют журналисты ведущих западных изданий, влияет многое: в том числе мнение менеджеров звукозаписывающих компаний и директоров крупных фестивалей.

Петр Поспелов, музыкальный критик: "Наверное, эту тайну разгадать до конца невозможно. И эти рейтинги, которые составляются каждый год, никогда не устроят каждого. Каждый будет говорить: "А почему включили этот оркестр, а почему не включили тот"".

Первая пятерка редко меняется. Оркестры могут лишь перемещаться внутри нее с места не место. Лидирующая позиция, в последние годы удерживает Амстердамский консертгебау, рядом Берлинская и Венская филармонии, лондонцы и баварцы. Для Мариса Янсонса, который руководит оркестром баварской филармонии, рейтинг не так важен, но…

Марис Янсонс, главный дирижер Симфонического оркестра и Хора Баварского радио: "Имеет большое значение. Но, примерно, мы все знаем, какой оркестр чего стоит. Конечно, этот входит в первую пятерку оркестров мира".

Музыкальный критик Екатерина Бирюкова уверена, что рейтинги – это скорее журналистская игра, которая мало влияет на реальное положение дел.

Екатерина Бирюкова, музыкальный критик: "Это вещь, которая не так много значит в музыкальном мире. Но для популяризации, для того, чтобы простой обыватель понял, кто занимает первое, кто второе, кто третье место – это важно".

Навряд ли с этим согласится Михаил Плетнев. Российский национальный оркестр, который попал в двадцатку лучших в 2008-ом по версии журнала "Граммофон", – коллектив молодой, и это для него, по словам Плетнева, большая честь.

Михаил Плетнев, художественный руководитель Российского национального оркестра: "То, что оркестр постоянно находится на гастролях в Европе, в частности, сделало его популярным. От него уже ждут чего-то иного. Имя оркестра привлекает само по себе".

Несмотря, на кажущееся спокойное отношение, многие дирижеры пристально изучают эти рейтинги. От того, попал оркестр в заветный список или нет, зависит подтверждение статуса коллектива, размер гонораров, частота приглашений на фестивали, спрос на записи и даже спонсорские пожертвования.

Петр Поспелов, музыкальный критик: "Уровень оркестра должен быть высочайшим, профессионализм – неукоснительным. Все главное начинается дальше, когда люди понимают, что в игре оркестра есть искусство".

Огромное значение для критиков имеет и возраст оркестра. Чем старше коллектив, тем, считается, богаче традиции. Поэтому неудивительно, что в списке лучших - оркестр Санкт-Петербургской филармонии.

Юрий Темирканов, художественный руководитель и главный дирижер оркестра Санкт-Петербургской филармонии: "Половина сидит музыкантов, которые учились чуть раньше меня, чуть позже. Это какой-то дом".

Лидерские позиции ко многому обязывают. С одной стороны – это большой стимул, с другой – громадная ответственность. Надо оправдать звание, не только удержаться в списке, но и, возможно, перейти на более высокий уровень.

Екатерина Бирюкова, музыкальный критик: "Это же все-таки не голы забивают. Это всегда, несомненно, основывается на личных предпочтениях. Хотя, конечно, должен быть соблюден санитарный уровень, как говорится".

В России подобных рейтингов пока не существует, так что русскому слушателю вовсе неизвестно, кто у нас лучший.

Петр Поспелов, музыкальный критик: "Иногда слушаешь какой-нибудь ну совершенно ни в какую десятку ни входящий русский оркестр, и вдруг слышно, что музыканты увлеклись, они услышали друг друга, они пошли за дирижером, и это тотчас сообщается залу".