21.06.2012 | 12:33

Выставка "Кавказский словарь. Земля и Люди"

«Кавказский словарь. Земля и Люди». Выставка, открывшаяся в музее-заповеднике «Царицыно», демонстрирует экспонаты - от древних археологических артефактов до фотографий, видео-инсталяций и полотен современных авторов. В собрание вошли предметы и картины из 17 государственных музеев, библиотек, частных коллекций и мастерских художников. По словам организаторов, это первая выставка, которая представляет Кавказ во всем его многообразии за постсоветский период. Рассказывают «Новости культуры».

Экспозицию выстроили в форме словаря. Каждое понятие здесь не только объясняется на специальных стендах, оно переведено на 15 языков народов Кавказа. Например, «наездник» на осетинском звучит как «бараг», на черкесском «шу», на чеченском «дошло». И здесь же можно увидеть необходимые атрибуты всадника, например, - седло XIX века.

Мужские пояса, кинжалы конца XIX начала XX века, предметы быта - всего более 1400 экспонатов. Этот визуальный словарь развернули в одиннадцати залах Большого дворца.

«Музей - это вообще такая своеобразная машина времени, и машина, которая позволяет в пространстве переместиться, и вот наш выставочный проект. Он представляет собой все, что входит в географическое понятие Кавказ. Это и республики РФ, и Армения, и Осетия в двух своих состояниях - Южная Осетия, Абхазия, Азербайджан, Грузия», - отмечает генеральный директор ГМЗ «Царицыно» Александр Безруков.

Рассказывая о самых ранних из представленных экспонатов, куратор выставки ведет в так называемый «женский зал». Эти украшения и предметы культа были найдены в могильниках на Северном Кавказе.

«От где-то III-IV до нашей эры до VI-VIII века нашей эры. Эта всадница, между прочим, дает основания для того, чтобы рассуждать и вполне настойчиво предполагать, что родина амазонок это - Северный Кавказ», - утверждает куратор выставки Ольга Соснина.

О кавказских женщинах начала XX века повествует полотно Шмавона Мангасарова «На сборе хлопка». Аварка в традиционном распашном платье - уже с работы Евгения Лансере. Русский художник основал в Дагестане курсы изобразительного искусства, где получили образование первые профессиональные художники республики. В их числе - Джемал Муэддин – Араби, который вместе с Лансере ездил в экспедиции по горным аулам.

«Сделанные в годы их экспедиций рисунки, это и портреты, и типажи горцев, интерьеры саклей, и горные пейзажи – это вот такой золотой запас Дагестан, и мы сегодня впервые представляем портреты Лансере, выполненные в Дагестане во время этих экспедиций в двадцатые годы», - рассказывает директор дагестанского музея изобразительного искусства имени П.С. Гамзатовой Салихат Гамзатова.

Лежащая фигура из серии «Жизнь абрека» - работа Владимира Соскиева. Создавая ее, художник и скульптор опирался на детские впечатления от неприступных скал Дигорского ущелья Северной Осетии, говорят, там жили изгои.

«Его существование, как он проживает, в каких условиях и что дальше, вот вопрос. В итоге, как бы в стенку уткнулся человек и живет сам с собой. Это страшно, по-моему. Но бывало такое, такие времена», - говорит народный художник России Владимир Соскиев.

Художник Алладин Гарунов в своем творчестве обращается к народной символике. Лабиринт нередко вышивали на ткани, изображали на камнях, которые вставляли во вкладки стен. Этот образ объединяет и всю экспозицию. Кавказский словарь закручивается, развивается, раскрывая зрителю особое культурное, историческое и географическое пространство, уникальное своим этническим многообразием.