15.06.2009 | 12:00

Подведены итоги юбилейного "Кинотавра"

В Сочи завершился Двадцатый, юбилейный "Кинотавр". Основными призерами фестиваля стали киноработы двух известных драматургов. Лучшим фильмом признана лента Василия Сигарева "Волчок". Она же удостоена приза имени Григория Горина "за лучший сценарий". Еще один фаворит – "Кислород" – "притча в стиле рэп" Ивана Вырыпаева. Завершил фестивальную программу показ ленты Григория Константинопольского "Кошечка", состоящей из пяти киноновелл. Об итогах "Кинотавра" рассказывают "Новости культуры".

Со звездной дорожки начинается и заканчивается любой кинофестиваль. Однако организаторы "Кинотавра" в этом году закольцевали даже фильмы, которые открывали и закрывали смотр. Если старт юбилейному фестивалю давали пять короткометражек, снятых молодыми режиссерами, то под занавес "Кинотавра" дают пять новелл одного режиссера, но разных операторов.

Впрочем, до фильма закрытия нужно еще пройти по ковровой дорожке, преодолеть десятки ступенек и услышать объявление вердикта жюри. Достижения отечественного кинохозяйства судейская коллегия оценивала в течение недели, и членам жюри было из чего выбирать.

"Я получила массу впечатлений. Мне было очень интересно. Может быть, это обусловлено выбором картин для фестиваля. Может быть, это обусловлено временем, может быть, видением молодых режиссеров. Очень много картин социальных, и это, мне кажется, как некий повод задуматься о судьбе страны, о судьбе людей, про которых рассказано в фильмах", – замечает актриса, член жюри Дарья Мороз.

Церемония закрытия была невероятно лаконичной. Ведущие – актеры Артур Смольянинов и Мария Шалаева – стали самыми молодыми за двадцатитилетнюю историю смотра. Они объявляли номинацию, один из членов судейской коллегии поднимался на сцену и называл имя лауреата. Первыми своих призеров назвала гильдия киноведов и кинокритиков. На сцену за призами вышли сразу два драматурга – Вырыпаев и Сигарев.

"Я бы никогда не назвал это чернухой. Это картины, которые приносят настоящий катарсис. Я выхожу из кинотеатра очищенный, а не запачканный", – подчеркивает кинокритик Виктор Матизен.

Эти режиссеры выходили на сцену не один раз. Иван Вырыпаев, снявший свою вторую полнметражную ленту, был признан лучшим режиссером за фильм "Кислород". Его картина также получила приз имени Таривердиева – за музыку, над которой трудились целая команада композиторов. "Кислород" – это такой рэп-альбом, состоящий из десяти частей, плюс бонус. Вырыпаевская пьеса, в которой он сам когда-то играл одну из двух ролей, была невероятно популярна в театре. Ее даже назвали манифестом поколения. Его десять заповедей на новый лад стали десятью клипами в кино – с яркой, динамичной картинкой, сложным монтажем и самобытным текстом, играющим едва ли не главную роль.

"Единственное, что можно сказать: мы все-так рассматриваем кислород как то, без чего невозможно обойтись. Наверное, герои этого фильма тоже стараются найти то, без чего они не могут жить. Какой-то кислород в себе, внутри, в окружающем мире", – говорит режиссер Иван Вырыпаев.

Лучшей актрисой Двадцатого "Кинотавра" стала Яна Троянова, сыгравшая невроятно сложную роль в фильме "Волчок". Эту роль она получила в подарок на день рождения от Василия Сигарева. Для своей музы он написал жуткого, отвратительного персонажа, но, как говорит сам Сигарев, он не любит положительных героев.

"Я не ищу легких путей. Я после нее налысо побрилась, чтобы очиститься. При этом я все это отыскивала в себе. Я не собираюсь пока заниматься пародиями, ходить, как говорят некоторые актрисы, по библиотекам. Все надо искать в себе", – заверяет Троянова.

Сигарев выходил на сцену несколько раз. Ему досталась награда за лучший сценарий и главная – за лучший фильм. Его лента "Волчок" рассказывает о судьбе маленькой девочки, которой так и не суждено было стать взрослой, и о ее чудовищной матери. Эта история эмоционально сразила весь зрительный зал. По словам режиссера, он вполне готов к славе. "Я уже всяко все это проходил. Это было в Лондоне, я получал премию. Ничего не изменилось с тех пор. Видимо, я готов", – поясняет Сигарев.

"Наверное, в этом есть какая-то примета сегодняшнего дня. Из новой российской драматургии, "новой драмы" выплеснулась новая энергия, новый подход. У них очень хороший слух – то, как люди говорят, о чем они говорят, это взгляд на жизнь очень честный", – считает председатель жюри Сергей Сельянов.

Итоги Двадцатого, юбилейного Кинотавра подведены. В спор двух современных драматургов на этом кинсмотре вмешались немногие. Причем, оба сняли довольно радикальные фильмы и по форме, и по содержанию.

Все материалы о кинофестивале>>>