16.06.2009 | 12:47

Виктор Шамиров ставит спектакль об изнанке актерской карьеры

В новом сезоне Театр Моссовета намерен предложить зрителю "Упраженения в прекрасном". Так называется спектакль, который репетирует на Малой сцене театра Виктор Шамиров. Один из самых радикальных режиссеров Москвы, сделавший своим кредо тотальную иронию над самим театром, на сей раз выбрал для постановки пьесу малоизвестного драматурга Владимира Дэрхо. Об одной из репетиций рассказывают "Новости культуры".

Шамиров дает последние указания актерам и самому себе. Режиссер признается: когда было совсем трудно совмещать роли постановщика и исполнителя, он просил кого-нибудь подменить себя на сцене, чтобы иметь возможность оценить действо режиссерским глазом. Впрочем, он уверен, что эти трудности пойдут на пользу общему замыслу.

"Мы делали спектакль компанией, которая неплохо понимает друг друга. И я не был уверен, что какой-то актер со стороны впишется в компанию, хотя мы могли кого-то найти. Я вообще считаю, что эмоция в театре – это не то, что люди сказали или сделали. Она заключается в том, что за люди были на сцене и как эти люди друг с другом разговаривали", – поясняет Шамиров.

Мир – театр, и люди в нем – актеры. Известная сентенция Шекспира могла бы послужить эпиграфом к этой постановке, поскольку в жизни этих персонажей грань, за которой кончается театр и начинается повседневная реальность, очень условна. Они актеры. Они едут на гастроли по российским городам, демонстрируя зрителю всю изнанку такой блестящей, на первый взгляд, актерской карьеры.

"Я играю звезду, и я воровал у друзей всяческие их особенности, ну и свои тоже. Так откровенно действовали", – рассказывает актер Гоша Куценво.

Актеры с удовольствием купаются в своих ролях. Резвятся, как дети, срывая аплодисменты своей подчеркнутой непосредственностью. В роли дебютантки – настоящая дебютантка Анна Островская. Это ее первый спектакль на профессиональной сцене. "Эта роль очень совпадает с тем, что я делаю, чувствую, думаю. С другой стороны, это другая какая-то девочка", – говорит Анна.

В финале разыгрывается фрагмент "Трактата о счастье" – того самого спектакля, который герои возили на гастроли. Переход от веселого актерского капустника к высокопарному ямбу некоего Енцу Краузе дается нелегко. Но это и есть та высота, которую, по замыслу режиссера, должны взять герои спектакля.

"Как выяснилось, в конце я вообще играю философа, чуть ли не Вольтера. Поэтому мне тяжело было перестраиваться отсюда – сюда. Так что буду расти от Куценко до Вольтера", – замечает Гоша Куценко. Результаты этого процесса зрители увидят осенью.