16.06.2009 | 19:34

Ретроспективная выставка работ Олега Вуколова

Только настоящий мастер может придать особый метафорический смысл привычному и обыденному. И благодаря его фантазии даже обыкновенная подушка может стать подобной "Черному квадрату" Малевича. Так случилось с творчеством художника Олега Вуколова. Известный живописец представил ретроспективную выставку в залах Российской академии художеств. Среди академических живописных работ, портретов и жанровых композиций – целый цикл посвящен… подушкам. Именно в них, по мнению художника, проходит вся жизнь человека: от детских снов до ностальгических воспоминаний... Рассказывают "Новости культуры".

Такую живопись в стенах Академии художеств увидишь не часто. Уж очень она отличается от традиционного искусства. Даже ранние работы Олега Вуколова не были похожи на то, что делали коллеги. Художника волновали поиски собственного языка. Его независимая позиция, суровый стиль, в котором он писал картины в 60-ые годы, привели к тому, что Вуколова обвинили в диссидентстве и выслали из Ленинграда. Но он продолжал экспериментировать. Однажды Олег Вуколов увидел выброшенные на улицу подушки, и они стали для него символом разрушенной гармонии.

Виталий Пацюков, доктор искусствоведения: "Это разрушенный мир, мир разрушенного быта. Через подушки, через покрывала, одеяла. Он это ощутил как разрушенное казачество. Он сам из Пятигорска, с Северного Кавказа. И он был близок к казачеству, к этой южно-русской культуре".

В 80-ые годы к Олегу Вуколову пришла известность. Его приглашали на выставки в Европу, а коллекционеры скупали работы. Живописец уехал во Францию и возглавил в Провансе Международный союз художников. Ему удалось внести что-то свое в европейское искусство. В картинах Вуколова геометрия и хаос, покой и тревога, движение и статика. Художник исследовал трехмерное пространство, и ему все больше хотелось вырваться в другое измерение. Так у него возникла тема полета, и на его картинах появились паруса.

Михаил Курилко-Рюмин, гл. ученый секретарь Академии художеств: "Я сражен его искусством. Как глубоко взят черный и красный. Как там все это живет. Это все не равнодушно. Это не чистописание такое старательное. Все очень бурное, внутренне неустроенное, тревожное, как наше время".

Несмотря на возраст, Олег Вуколов по-прежнему летает в облаках. Вот только перелет в Москву из Франции ему не разрешили врачи. Тем не менее, художник верит в случай, который поможет открыть ему новую тему и спровоцирует новый поворот в его судьбе.