17.06.2009 | 11:55

Выставка "Вольный имперский город Аугсбург" открыта в столице

Пожалуй, впервые Музеи московского Кремля представляют российским зрителям не отдельное собрание или коллекцию, а целый город – Аугсбург. В XVI – XVII веках этот он был крупнейшим европейским центром искусств и ремесел. Там творили многие великие мастера – скульпторы, живописцы, ювелиры. Девизом города было "служение искусству". В наши дни многочисленные свидетельства былого величия бережно сохраняют местные музеи. Их художественные сокровища можно увидеть на выставке "Вольный имперский город Аугсбург", которая открывается в столице. Рассказывают "Новости культуры".

Столовое серебро украшало все королевские дома Европы, а делали его в Аугсбурге. "Сегодня Аугсбург – просто один из баварских городов с населением 260 тысяч человек. Не так было в XVI веке. В Аугсбурге выбирали императора Священной Римской империи, сюда съезжалась вся европейская знать, ее запросам стремились соответствовать местные ремесленники", – рассказывают директор Музея Максимилиана Кристоф Эммендерфер (Германия).

Жизнь Аугсбурга эпохи расцвета определяли патриции и ремесленники. Сценка на свадебном блюде – танец патрициев, гербы патрицианских семей. На выставке можно увидеть и кубки, что сверкали на цеховых собраниях аугсбургских булочников, красильщиков, пивоваров, и памятные таблицы с гербами златокузнецов. Остаться в истории этого цеха было непросто. Для начала двенадцать лет работы в подмастерьях, только потом – разрешение сделать кубок. Нужно было показать всю обязательную программу ремесла: литье, чеканку, пунцирование и золочение. Уже потом можно дать волю фантазии и делать кубки в виде бюстов императоров, верблюдов, оленей и церковную утварь.

Аугсбургские лютеране уважали этот город. Там в 1530 году император Карл V признал протестанское вероисповедание. За одиннадцать лет до этого местные финансисты потратили миллион гульденов на подкуп тех, кто избрал Карла императором. Горожане вольного Аугсбурга были очень влиятельными. Символическим выражением их величия стали три городских фонтана. Для их создания пригласили Адриана де Вриса. В российских собраниях работ этого скульптора эпохи маньеризма нет, а вот на выставке в Кремле их сразу восемь. Три амура, укрощающие лебедей, Тритон и юный бог рек четыре века украшали аугсбургскую площадь.

"В 1990-е годы бронзовые скульптуры "великолепных фонтанов" Аугсбурга заменили копиями. Оригиналы теперь выставлены в крытом дворике Музея Максимилиана. В Москву мы привезли четыре достаточно крупных круговых скульптуры, и еще некоторые детали аугсбургских фонтанов", – замечает Кристоф Эммендерфер.

Адриан де Врис изготовил для Аугсбурга не только фонтаны "Геркулес" и "Меркурий", но и рельефы. На них можно увидеть сцену основания Аугсбурга в 15 году до нашей эры римскими воинами и торжественный выезд покровительницы города – богини Августы. История и мифология Аугсбурга в бронзе – это лишь один из сюжетов выставки. Величие этого города отразилось также в фарфоре, часовых механизмах, музыкальных инструментах и живописи. Вольный город со своей собственной конституцией всегда поддерживал искусства, а потому сумел остаться в истории.

Читайте также:
"Вольный имперский город Аугсбург" - новая выставка в Кремле