18.06.2009 | 15:35

Сокровища Аугсбурга: впервые в России

Старинный город Аугсбург, основанный в начале нашей эры римлянами, третий по величине в Баварии после Мюнхена и Нюрнберга. И второй по древности во всей Германии, после Трира. В средние века он имел гордый статус вольного имперского города и был крупнейшим в стране торгово-финансовым и культурным центром. Выставка "Вольный имперский город Аугсбург. Столетия величия" из коллекции Музея Максимилиана впервые представляет в России сокровища легендарной европейской ювелирной столицы. Сообщают "Новости культуры".

Выставку с высокоторжественным названием "Столетия величия" можно открывать только так – разводом почетного караула Президентского полка. Это первый случай в истории музеев Московского Кремля. Но и для Аугсбурга – тоже многое в первый раз.

Кристо Трепеш, директор Объединенных музеев Аугсбурга (Германия): "Впервые 200 уникальных произведений покидают пределы Аугсбурга. Это ценнейшие экспонаты из всех семи наших музеев".

Такое серебро аугсбургских мастеров украшало столы знатнейших домов Европы, часы были в королевских коллекциях. На одних из них, представленных здесь, еще осталось клеймо представителя шести поколений часовщиков – Давида Бушмана. Город выбрал себе девиз -"Служение искусству". Рельеф "Богоматерь в окружении ангелов" делали для португальского короля. Сегодня – это главное скульптурное произведение эпохи Возрождения во всей Германии.

Кристоф Эммендерфер, директор музея Максимилиана (Германия): "Сегодня Аугсбург – провинциальный город. Но в XVI веке здесь выбирали императора Священной Римской империи, в 1530-м году здесь зародился протестантизм, здесь жили крупнейшие магнаты и финансисты".

Социальные различия видны в интересных нюансах. Например, кофе на столе госпожи Обвексер налит не только в чашку, но и в блюдце. До XVIII века это было в обычаях у знати. Но и все жители осознавали свой особый статус. Он подтверждался архитектурой и скульптурой.

Зельфира Трегулова, заместитель директора музеев Московского Кремля: "Были поставлены три фонтана, они точно отражали понимание жителями своего статуса. Их делали крупнейшие скульпторы".

В Москву привезли скульптуры и бронзовые рельефы Адриана де Вриса. В российских собраниях его работ нет. Выставка разместилась в Патриаршем дворце и в Успенской звоннице. Здесь представлены живопись, фарфор и медали 1518-го года, созданные к съезду курфюрстов. Лица тех, кто, в свою очередь, определял лицо города. Члены экспедиции, организованной магнатом Бартоломеусом Вельзером, основали Венесуэлу. Многие из них изображены на полотне 1500-го года неизвестного мастера под названием "Родовой бал".

Анжела Кудрявцева, сотрудник музеев Московского Кремля: "Это жена Якоба Фугера, богача. Он, как говорят историки, сам творил историю. Фугеры организовывали корпорации, имели флот".

Аугсбург – крупнейший центр по производству клавишных инструментов. Здесь жила семья Моцартов до рождения Вольфганга Амадея. Сохранился их дом. Но история инструмента для домашнего музицирования – "верджинела" (в переводе - инструмент для дев) - еще старше.

Ольга Филиппова, доцент Московской консерватории: "Удивительно и то, что он функционирует акустически как инструмент и механически – это звучащая мебель. Мы знаем музыку Гайдна для часов, а это механический клавесин. Удивительно ранний – XVI век".

Украшать первый европейский фарфор живописью и золочением тоже придумали в Аугсбурге. Потом город лишили монополии – возникли новые техники. Но город по-прежнему остается жемчужиной европейского искусства. И умеет, если не создавать новое величие, то, по крайней мере, сохранять прежнее.

Читайте также: Выставка самых ценных сокровищ Аугсбурга - на выставке в Кремле

"Вольный имперский город Аугсбург" - новая выставка в Кремле

Выставка "Вольный имперский город Аугсбург" открыта в столице

Зельфира Трегулова о выставке "Вольный имперский город Аугсбург"