19.06.2009 | 13:23

Уникальные костюмы императоров представлены в Павловске

Образцы придворной моды XVIII века обретают вторую жизнь. Специалисты музея-заповедника "Павловск" отреставрировали два уникальных исторических костюма – бальное платье императрицы Марии Федоровны и мундир императора Петра Третьего. О восстановленных раритетах рассказывают "Новости культуры".

Платье императрицы было свидетелем роскошных придворных балов и успехов очаровательной хозяйки. Супруга императора Александра Третьего, Мария Федоровна была обладательницей очень тонкой талии. Она любила и умела одеваться. Многие туалеты императрица заказывала в Париже у знаменитого модельера Чарльза Ворта, в том числе и это атласное бальное платье. В 1970-х годах его уже экспонировали в Павловске. Когда выставка закрылась, музейщики вынесли вердикт: состояние платья плачевное, демонстрировать его больше нельзя.

"Платье из атласа. Это хрупкая ткань. Реставрация сложная", – замечает хранитель фонда тканей Наталия Вершинина. Реставраторы сделали невозможное. Они вернули платью прежние линии и формы. Особенно хороши рукавчики и спинка, напоминающая по фасону мужской фрак. Атлас снова стал переливаться золотом.

Если после императрицы Марии Федоровны сохранилось немало туалетов, зонтиков, вееров, то личных вещей Петра Третьего осталось совсем мало. Он недолго занимал трон, потому так дорог музейщикам мундир пехотного офицера, который надевал молодой император. Петр Третий любил все прусское. Он любил муштру и военные парады. Как раз такие мундиры он ввел в русской армии. Личная вещь иногда рассказывает о владельце больше, чем мемуары современников. Мундир был изношен хозяином до дыр. Демонстрировать раритет будут в витринах, рядом с платьями супруги, Екатерины Второй.

Эти костюмы выставят не раньше декабря. Для них должны изготовить индивидуальные манекены. А пока мундир Петра Третьего надет на женский манекен, пуговицы не сходятся на груди.

Индивидуальные манекены, специальные витрины, которые защищают от пыли и света, – экспонировать костюмы гораздо сложнее и дороже, чем живопись. Музей костюма, расположенный в северном полуциркульном корпусе Павловского дворца, открылся четыре года назад. Он делится на две части. В первой представлены платья и мундиры венценосных особ и великих князей. Во второй – предметы, купленные музеем.

Экспозиция завершается платьями эпохи модерн, но скоро она расширится. Появятся и более поздние вещи: в фондах уже есть несколько платьев стиля ар деко. У хранителей довольно смелые планы. Музей костюма XVIII – начала XX века будет расширяться и со временем превратится в музей моды, о необходимости которого так давно говорят в Петербурге.