22.06.2009 | 11:25

"Нежная логика легкого абсурда". Выставка Войо Станича в Москве

"Нежная логика легкого абсурда" – так называется выставка, которая открывается в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. Войо Станич, ветеран современной балканской живописи, лично представит в столице ретроспективу своих работ. Критики сравнивают черногорского художника с Рене Магритом, однако стиль Станича – это уникальный гибрид сюрреализма и наивного искусства, который мог расцвести только под солнцем Средиземноморья. Рассказывают "Новости культуры".

Войо Станич редко покидает свой любимый город Герцег Нови. Он живет на побережье Адриатики. Каждый вечер выходит из дома и направляется в кафе, чтобы выпить стакан вина и пообщаться с соседями. Размеренная приморская жизнь. А вот его картины нередко путешествуют из мастерской в крупнейшие выставочные залы мировых столиц. До Москвы они доехали не без сюрреалистических приключений на таможне.

"Они почему-то подумали, что работы в виде двух огромных ящиков по сто килограмм можно отправить как чемодан. И по ленте, когда будут выдавать багаж, они выйдут. И очень удивились, когда этого не произошло", – рассказывает искусствовед Мария Гадас.

В Музее имени Пушкина эти работы ждали долго. Чудеса продолжились по прибытии. Картины потребовали особенной концепции выставки. "Традиционно в музейных залах не бывает электрических розеток, и проблема поиска электричества среди зала тоже отчасти сюрреалистична, в духе Станича оказалась", – замечает научный сотрудник Пушкинского музея Александра Данилова.

Можно ли назвать сюрреалистичными картины, которые сам художник считает чересчур реальными? Людям, которые узнают себя на его работах, он говорит: "Я не настолько злопамятен, чтобы помнить все, что нарисовал". Его картины – это сцена, на которой каждый житель города разыгрывает свой спектакль.

"Это не сюрреализм и не метафизика, которых мы знаем. У него совершенно другой посыл. У него есть чувство абсолютного приятия той действительности, которую он описывает", – говорит Мария Гадас.

Его звали в Рим, он выбрал Герцег Нови. Он перебрался туда, чтобы преподавать живопись. "Он похож на персонажа из произведения "Старик и море". Художник, который живет у моря, с трубкой в руках, который смотрит глубоко в морскую пучину и видит в ней все эти фантастические идеи, которые воплощаются в его картинах. Я знаю его много лет и рад, что смог хоть немного проникнуть в его подсознание", – признается арт-критик Гайо Войдводич (Черногория).

Его дверь в непознанное – это окно его мастерской. Его часто можно увидеть в работах художника. Его реальность лишена символов и скрытого подтекста, хотя в детали каждого полотна можно вглядываться часами. Когда-то у Станича спросили, в чем секрет его мастерства. Он ответил: "Нужно жить в моем доме и смотреть в мое окно. Из него все видно".

Про вид из окна своей мастерской Войо Станич говорит: "Вселенная раскинулась у меня под окном, а Земля – просто мой космический корабль". Впрочем, это не единственный транспорт Станича. На своей лодке он любит уходить в море без компаса и маршрута. Он может по несколько дней лежать и смотреть на небо, пока не родится замысел новой картины, пока природа не откроет своих вечных секретов. Или пока человек с его сложной реальностью не даст художнику пищу для новых размышлений.