23.06.2009 | 11:45

Рождественский исполнит Гайдна в Большом зале консерватории

Большой зал Московской консерватории сегодня завершает очередной сезон. Право дирижировать финальным концертом поручено одному из самых титулованных музыкантов мира и самых стойких хранителей традиций консерваторской школы – Геннадию Рождественскому. Верный своей просветительской миссии, на сей раз маэстро остановил свой выбор на редко исполняемых шедеврах позднего Гайдна. Еще один участник концерта – пианист Тигран Алиханов. Рассказывают "Новости культуры".

К закрытию Большого зала начали готовиться заранее. Под занавес сезона состоялся традиционный выпускной утренник с вручением дипломов различной степени успеваемости. Как только дипломированные специалисты спели гимн Альма-матер и покинули зал, туда зашел проректор по хозяйственной части Сергей Розанов. Он рассказал, что ломать и строить этим летом в Большом зале не будут. Пока только готовятся провести экспертизу и составить документацию на грядущие реставрационные изменения, которые пройдут в предверии XIV Конкурса имени Чайковского. "Что касается стульев, они будут заменены. Самое главное – это акустика", – подчеркивает Розанов.

Геннадий Рождественский освоил путь в Большой зал столичной консерватории еще пятьдесят восемь лет назад. В 1951 году он вышел на эту сцену впервые. "Волновался очень. Ничего не помню, что было хорошо, а что – плохо. Все в каком-то тумане. Трудно было анализировать, что не вышло. Казалось, что не вышло все. А, может быть, так и было, я не знаю", – вспоминает народный артист СССР.

Сейчас Рождественский может позволить себе встать за пульт, до этого посидев в кресле. Он внимательно слушает баланс оркестра и хора. На репетиции присутствует вдова Бориса Покровского – Ирина Масленникова. Она готовится показать Рождественскому свою ученицу – Сашу Ковалевич, в которой уверена на сто процентов. "Понимаете, настоящая артистка. Хорошая. Конечно, немножко волнуемся, но не боимся", – признается Ирина Масленникова.

Пока на сцене дирижирует художественный руководитель оркестра Московской консерватории Анатолий Левин, Рождественский делает пометки в партитуре "Мессы" Гайдна. Об этом композиторе Геннадий Николаевич готов говорить часами. Рождественский дирижировал всеми 107 симфониями композитора и говорит, что главное – это проблема выбора. Как из такого множества выбрать что-то одно?

Геннадий Рождественский дирижер, народный артист СССР: "Как можно успеть просто взять и написать то, что написал Гайдн? Если сейчас посадить современного переписчика, то ему понадобится две жизни, чтобы просто это все переписать. Но, значит, на творчество не остается вообще никакого времени. Столь совершенно мышление", – замечает Рождественский.

У его партнера – пианиста Тиграна Алиханова – нет сомнений в том, что Гайдн просто прописан Рождественскому. Та же радость, тот же свет. "Для него выступление – это праздник. Он всегда радуется на сцене, что можно сделать что-то с музыкантами, которые, конечно, его боготворят", – говорит Алиханов.

Боготворящие Рождественского музыканты – это студенты. Они только сдали экзамен. Хористы и оркестранты хорошо читают партитуру, но у Рождественского, который послушал "Мессу" из зала, накопилось много замечаний. Которые он пунктуально и потактово и высказывает. "И вот в этом такте звучание оставляет желать много лучшего", – заверяет маэстро. На концерте все и зазвучит много лучше. Это будет последнее событие в этом сезоне в этом зале.