23.06.2009 | 15:19

Новый фильм Досталя - участник конкурса Московского кинофестиваля

"Маленький человек" возвращается в большую литературу и выходит на большой, даже фестивальный экран. Одна из картин, представляющих Россию в конкурсе 31-го Московского Международного кинофестиваля, – новый фильм Николая Досталя "Петя по дороге в Царствие Небесное", снятый по повести петербургского писателя Михаила Кураева. В центре сюжета – наивный и нелепый, чистый сердцем "чудик", похожий на тех, которых когда-то с любовью воспели Борис Васильев и Василий Шукшин, а до них – многие другие русские классики. Сообщают "Новости культуры".

22 июня на кинофестивале был пятый день пресс-показов. Журналисты ставят баллы, по которым считают предварительный рейтинг фильмов. Из наших картин в тройке лидеров - "Чудо" Александра Прошкина. Вполне вероятно, что расклад сил изменится со вступлением в борьбу – Николая Досталя. Название "Петя по дороге в царствие небесное" сразу выдает и имя главного героя, и печальный финал – его нелепую гибель. Время действия – 53-й год.

Николай Досталь, режиссер: "В 53-м я уже был далеко не младенец, что-то осталось в памяти. Смотрел много хроники, читал о том времени".

Так режиссер объясняет журналистам секрет достоверности, с которой показана жизнь северного поселка Кандалакша. Там идет грандиозная стройка ГЭС. Александр Коршунов очень убедителен и красив в роли ее руководителя-коммуниста, неподалеку – военная часть, а вокруг – лагеря для политзаключенных. Все это списано с натуры Михаилом Кураевым – автором сценария и одноименной повести. Это город его детства и история главного героя – местного дурачка Пети Макарова – тоже реальная. Для него придумали должность – что-то вроде дорожного инспектора. Жители Пете подыгрывают – каждый в меру своего терпения и доброты.

Петя одержим идеей субординации и наведения порядка – при этом не смотрит на должности и погоны. Тема власти – одна из важнейших в фильме.

Егор Павлов, актер: "Это может быть власть реальная – Сталин, а может быть игра – Петя играет".

Николай Досталь, режиссер: "Власть по природе своей - самогубительна, любое к ней прикосновение убивает. Так случилось с Петей".

Роль Пети доверили выпускнику Щукинского училища Егору Павлову. Он отыграл первый сезон в театре Погребничко в Москве. И в своем персонаже увидел что-то типа "луча света" в тревожных буднях 53-го.

Егор Павлов, актер: "Не самая благоприятная ситуация, но есть уголок, где к персонажу относятся хорошо. Есть такой просвет".

Фильм то вызывает смех – как, например, сцена выборов с артистом Черкасовым, то заставляет холодеть от ужаса – Петю по ошибке застрелили при задержании одного из зэков. Жесткую эпоху Досталь расцветил человечным душевным спектром. Хотя и неоднозначным. Страшно подумать, что стал бы творить Петя, попади в руки к нему настоящее оружие. А потому фильм производит двойственное впечатление – оборванного, неподробного разговора, хотя и с авторитетными людьми. Кстати, в соавторы Досталь пригласил сильную команду - оператора Алишера Хамидходжаева, композитора Алексея Шелыгина. А вот с дебютантом Егором Павловым уже работает над следующим проектом – многосерийным телефильмом "Раскол".


Все материалы о кинофестивале>>>


Читайте также: Журналисты высоко оценили фильм Досталя "Петя по дороге в Царствие Небесное"

Николай Досталь приступил к съемкам нового фильма