23.06.2009 | 19:37

Феномен Ахматовой. Власть факта и воображения

"Королева Серебряного века" – таким эпитетом современники наградили женщину, ставшую символом русской поэзии. Сегодня исполнилось сто двадцать лет со дня рождения Анны Ахматовой. Она не любила слова "поэтесса" и называла себя только поэтом. "Поэт Анна Ахматова. XXI век: творчество и судьба" – научная конференция, которая открылась сегодня в Петербурге, собрала исследователей со всего мира. Впрочем, "Феномен Ахматовой" изучают не только литературоведы. Его пытаются разгадать писатели и режиссеры. К ахматовскому юбилею вышло немало биографических изданий, а на Московском Международном кинофестивале состоялась премьера фильма Ирины Квирикадзе "Татарская княжна". О новейших интерпретациях биографии Ахматовой рассказывают "Новости культуры".

Алла Марченко не готовила книгу об Ахматовой специально к юбилею. Просто накопилось. "Когда появились записные книжки, до сих пор не расшифрованные, стало интересно думать. Там же везде ключики разбросаны ко всем загадкам", – замечает Алла Марченко.

Она находит загадки в стихах Ахматовой, а ключики не только в записных книжках, но и в свидетельствах современников. "Сталкиваю ее с разными людьми – мужчинами, свекровью, подругами", – замечает писательница. Следуя традиции Юрия Тынянова, филологическое знание Алла Марченко сочетает с воображением. И власть факта, и прозрения доступные только романистике, – все для того, чтобы понять каким человеком была великая Ахматова.

"Я сумела достать такую Ахматову, которую не стыдно любить", – заверяет Марченко. Любить не стыдно того, кто сам умел любить, считает она. С энергией частного детектива автор толкует лирические иносказания и восстанавливает донжуанский список Ахматовой.

Love-story с историко-детективным компонентом сняла о поэте режиссер Ирина Квирикадзе. Пока Марченко доказывает, что роман Ахматовой с Модильяни был легендой, Квирикадзе, вдохновленная книгой Бориса Носика "Анна и Амедео", делает все, чтобы показать, каким прекрасным он был.

В фильме "Татарская княжна" роль Анны сыграли Ханна и Дана. Зрелого поэта с царственной статью исполнила муза Фасбиндера Ханна Шигула. Молодую Ахматову сыграла дочь сценариста фильмов о Волошине, Белом и Цветаевой – Дана Агишева. Обе выбраны не за портретное сходство, затверженное всеми пуще стихотворений благодаря художникам, которых вдохновлял точеный профиль поэта. "Мы совсем за этим не гнались. У нас Ахматова без горбинки", – замечает Ирина Квирикадзе.

Дане Агишевой пришлось забыть о том, чему учили ее на филфаке. "Я играла не Ахматову, а девушку, которая пишет сборник стихов, которые никому не нравятся", – рассказывает актриса.

Ханна Шигула, прославленная ролями "не то праведниц, не то блудниц", играет 75-летнюю Ахматову смиренной королевой. Говорит, в образ войти помогло не столько чтение поэзии, сколько посещение петербургского дома-музея.

"Я видела ее комнату. Бедность, коммунальное житье. Для меня это пример того, как, довольствуясь малым, можно создать великое. Она сама сравнивала себя с Фениксом, и действительно в ее жизни было много пепла – смертей и оборванных судеб. Но все страшные тени она умела превращать в свет", – считает Ханна Шигула.

120-летие Ахматовой мы встречаем двумя жизнеописаниями и одним фильмом. Впрочем, подлинными свидетельствами ее таланта, ума, мужества и способности превращать испытания судьбы в высокую поэзию по-прежнему остаются стихи.

И вот вошла. Откинув покрывало,
Из-под него взглянула на меня.
"Ты ль Данте диктовала страницы "Ада""?.
Отвечает: "Я!"


Читайте также:
Выставка рукописей Анны Ахматовой открыта в Петербурге