24.06.2009 | 12:58

Художница Татьяна Назаренко принимает поздравления с юбилеем

"Абсурдистский реализм" – так определяют стиль московской художницы Татьяны Назаренко кураторы ее выставок за рубежом. "Существительную" часть этого термина автор принимает, "прилагательную" – нет. Живопись и "инсталляции-обманки" Назаренко – это иллюстрации к стихии российской жизни, где порой нет грани между буднями и праздником, карнавалом и трагедией. Сегодня художница принимает поздравления с юбилеем. Рассказывают "Новости культуры".

"О Татьяне Назаренко говорят, пишут, но ее не знают" – так сказал однажды писатель Владимир Орлов и был прав. Татьяна Назаренко – автор совершенно неожиданный.

"А вот здесь у меня работа "Инвалид" называется. Он на колесах, катается, его чуть не похитили из Русского музея", – рассказывает мастер об одном из объектов, который создан из монтажной пены.

Серия ее работ называется "Исчезающая реальность". Об этом не принято говорить в здоровом обществе. Так уж сложилось, что Татьяна Назаренко – художник протеста и бунта. Ее работы всегда рассказывают о настоящем времени, даже если персонажи, изображенные на картине, уже давно вошли в историю.

Искусствоведы называют Назаренко "семидесятником", хотя сама она категорически против этого слова. "Смешно, потому что после 1970-х и картин, которые находятся в Третьяковке, я очень много работала. И когда я слышу это слово, мне становится даже как-то неловко", – признается заслуженный художник России.

1970-е – это было только начало. Хрестоматийными стали ее работы "Казнь народовольцев", "Пугачев", "Московский вечер" и другие. Они были созданы в ту эпоху, о которой Назаренко вспоминает с некоторой ностальгией. "Были андеграундные художники, к которым мы ходили в мастерские. Были однодневные выставки, была интересная жизнь. Сейчас меня, конечно, приглашают на выставки, но я нечасто хожу. Я знаю, что я там увижу. Россия – изолированная страна. Мы бесконечно копируем искусство Запада – и во времена Иванова, и Александра Первого, и в наше время. Мы не идем собственным путем, и это обидно", – говорит Татьяна Назаренко.

Собственный путь, самостоятельность и, как следствие этого, творческое одиночество – сверхзадача для любого художника. Похоже, о ценности этих составляющих успеха профессор Татьяна Назаренко пыталась поведать своим студентам.

"Ну, конечно, все поменялось. У нас было больше свободы, я заканчивала в 1968 году. Это было такое время... Знаете, все говорят – застой, но это не так. Это было время ожидания перемен. Когда все закрыто, появляется больше желаний, а когда все открыто и можно сколько угодно выставок сделать, это рождает некоторую пассивность у студентов", – заверяет она.

В этом году все студенты Татьяны Назаренко сдали свои дипломы с похвальными отметками. Неплохой подарок на день рождения мастера.

Читайте также:
К юбилею Татьяны Назаренко