22.06.2012 | 10:33

Памяти дирижера Курта Зандерлинга посвятил свой концерт Большой симфонический оркестр

Дирижеры живут долго – говорят, профессия требует правильного дыхания. Тосканини прожил 90 лет, Стоковский умер в 95, Клемперер – в 88. Но Курт Зандерлинг даже в этом списке долгожителей – рекордсмен. Он ушел из жизни в сентябре 2011-го, не дожив буквально двух дней до своего 99-летия. Закрытие этого концертного сезона Большой симфонический оркестр имени Чайковского посвятил его памяти. За дирижерским пультом сын Курта – Томас Зандерлинг. Рассказывают «Новости культуры».

Томас Зандерлинг родился в Советском союзе, в Новосибирске, где с оркестром Ленинградской филармонии был в эвакуации его отец Курт Зандерлинг. Почти 20 лет работал Зандерлинг-старший в этом коллективе, до возвращения в Германию. Но мало кто знает, что первым оркестром, которым маэстро дирижировал, приехав нашу страну, спасаясь от гонения на евреев перед войной, был Большой симфонический оркестр Московского радио.

«Этот было начало деятельности отца, как дирижера в России, и может быть вообще, как дирижера, – рассказывает Томас Зандерлинг. – Постепенно его стали использовать больше, потом стали приглашать в Ленинград».

Что играть на этом концерте, вопросов не было. Конечно то, что играл с БСО сам Курт Зандерлинг – Вагнер, Штраус, Брамс.

Немецкая музыка – основа репертуара Курта Зандерлига. Сохранилось множество его записей на виниле с оркестром ленинградской филармонии. Работая там параллельно с Мравинским, Зандерлинг, конечно, играл то, что не играл главный дирижер оркестра. Из русской музыки это был в основном Рахманинов, которого Мравинский не очень жаловал, и который тогда, в середине 40-х только «возвращался» в советскую концертную жизнь.

«Насколько я помню, он один из первых дирижеров вообще, которые исполняли 2-ю и 3-ю симфонии Рахманинова в России, – говорит Томас Зандерлинг. – В Ленинграде он был точно первый».

Курт Зандерлинг – дирижер-долгожитель. Он выступал почти до 90 лет. И после ухода со сцены его часто можно было застать с партитурой в руках.

«Не думаю, что дирижировал, – говорит Томас Зандерлинг. – Но он принадлежал к тому поколению, к тем артистам, у которых общение с партитурой, с произведением, было прежде всего. А потом процесс, реализация».

Идя по стопам отца, Томас Зандерлинг также принадлежит двум культурам. В 2002 он «вернулся» в Россию, возглавил оркестр Новосибирска, много играет с другими русскими коллективами. Не раз выступал и с БСО. Памятно для него, что впервые сыграл 9-ю Малера именно с этим оркестром. В Москве.