25.06.2009 | 11:32

Барри Коски представляет "Навигатор" на Чеховском фестивале

До сих пор словосочетание "австралийская опера" ассоциировалось со знаменитыми "парусами" Сиднейского оперного театра. Сегодня столичные театралы смогут восполнить пробел в своих познаниях. В афише Восьмого Международного Чеховского фестиваля – "Навигатор" – современная опера из Австралии. Постановщик спектакля Барри Коски прославился дерзкими экспериментами с классикой, а партитура "Навигатора" авангардна сама по себе. Литературная основа спектакля – это гибрид древнеиндийского эпоса "Махабхарата" и легенды о Тристане и Изольде. Рассказывают "Новости культуры".

Если пренебрегать канонами, то абсолютно. Если будить мрачное воображение зала, то неистово. На другое режиссер Барри Коски не согласен. Когда он приступал к навигации по пути, ведомому только ему и только для него имеющему великий поисковый смысл, певцы его не поняли. Единственное, чем удалось завлечь их в постановку, – это красоты и трудности вокальных партий.

"Для меня это был трудный опыт. Иногда казалось, что миссия невыполнима. Но я расценил эту партию как подарок, потому что здесь я сумел проявить себя, свой голос во всей красе", – говорит исполнитель партии Навигатора Эндрю Уоттс.

У контртенора Уоттса есть большой опыт в исполнении современной оперы – на его счету сорок пять премьер. Однако побывать в роли Навигатора – поисковой системы, настроенной на выяснение того, куда идти, как искать любовь и смысл жизни, ему довелось впервые. Композитор Лиза Лим работала с либретто, в котором смысловые аллюзии на Тристана и Изольду особенно изысканно сочетаются с вплетением мотивов из многотомного индийского эпоса "Махабхараты".

"На самом деле, и индийский эпос, и вагнеровские "Тристан и Изольда" были важны для меня как источник энергии, источник желания. То есть своим энергетическим полем", – замечает Лиза Лим. Она написала партитуру, в которую вплела имитацию лая собак, нечто похожее на варьете и что-то совсем рефлексирующе-трансцендентное.

"Музыка оперы очень яркая. Здесь столько слоев, за которыми надо суметь разгадать общий смысл, что мы с шестнадцатью музыкантами и делаем", – рассказывает дирижер Мануэль Ноури.

Поэксперементировав в Канаде, создатели "Навигатора" решили поискать смысл в России, на Чеховском фестивале. Кстати, одним из последних титров стал такой: "Медленный танец – танец сожжения. Бесконечный путь к совершенству". Совершенство достижимо, но до него, как показывает "Навигатор", еще бесконечно долго.

Все материалы о фестивале>>>