25.06.2009 | 12:56

К 160-летию со дня рождения Ольги Садовской

Если Марию Ермолову современники называли "музой трагедии", то титул "музы комедии" носила ее современница – Ольга Садовская. Обаяние "великой старухи" Малого театра было настолько сильным, что сам Станиславский – основатель "конкурирующей организации" – вынес вердикт: "Только Садовская имеет право делать то, что она делает. Перед гением смолкают все законы сцены". Она родилась в семье певца оперной труппы императорских театров и унаследовала от отца неординарные вокальные данные и увлечение народной песней. Ольга Садовская готовилась стать пианисткой, но судьба распорядилась иначе. В 1867 году она случайно выступила в спектакле Артистического кружка "В чужом миру похмелье". Именно тогда она осознала свое призвание к сцене. Сегодня со дня рождения Ольги Садовской исполняется 160 лет. Рассказывают "Новости культуры".

Наталья Михайловна Садовская свою знаменитую бабушку лично не знала. Знакомилась с ней по рассказам отца и биографическим книгам, в которых можно найти немало восхищенных отзывов современников Ольги Осиповны. "Шаляпин о ней сказал – "архигениальнейшая". Станиславский сказал: "Бриллиант чистой воды". Можно перечислять и перечислять. А когда ее спросили: "Как это вы так, Ольга Осиповна, играете?" – "А я, батюшка, не играю. Я просто говорю"", – рассказывает внучка актрисы Наталья Садовская.

Фантастический голос и поразительное чувство слова – это козырные карты Ольги Осиповны. Ей удавались и оттенки народного говора, и аристократические интонации. Садовскую можно было слушать с закрытыми глазами. Одной только ее речи было достаточно для полного погружения в образ и материал.

"Она из авторского слова выявляла такие оттенки смысла, лукавства, веселья, едкости, желчности – в зависимости от роли, что каждое слово, как говорила о ней Яблочкина, было "кругло"", – замечает театровед Борис Любимов.

К сожалению, услышать этот голос могли только современники. Потомкам остались лишь фотографии. На них – история всей театральной династии Садовских. На почетном месте – конечно, Ольга Осиповна. В этом доме все напоминает о ней.

"Если кто не верит, что этому столу столько лет, почти двести, это доказательство. Вот Ольга Осиповна сидит за этим столом. А сзади тоже доказательство – буфет тот же самый", – показывает Наталья Садовская.

Вторым домом актрисы стал Малый театр, а Островский – главным драматургом. Ольга Осиповна и ее муж – тоже известный актер Михаил Провыч – часто гостили в усадьбе Александра Николаевича в Щелыково. Ольга Садовская была любимой актрисой драматурга.

"Он действительно писал для нее роли. Восхищался ее исполнением. По поводу ее исполнения роли Домны Пантелеевны в "Талантах и поклонниках" говорил, что она играет ее идеально", – продолжает театровед Борис Любимов.

Играть героиню, которая на много лет старше ее самой – для Ольги Осиповны это была обычная ситуация. С молодого возраста она играла зрелых женщин, если не сказать старух. Свою легендарную коллегу понимает актриса Мадлен Джабраилова. В театре "Мастерская Петра Фоменко" у нее разные роли, и среди них есть Мурзавецкая в "Волках и овцах". Ее Джабраилова играет дольше других.

"Эта роль мне досталась, когда мне было девятнадцать лет, максимум двадцать. А роль 65-летней не скажу старухи – пожилой женщины – нужно было думать, как это должно выглядеть. Часть того, что я делаю, это грим, естественно. Грим есть. Теперь главное – сыграть", – поясняет актриса.

На то, чтобы состариться на тридцать лет у актрисы уходит около получаса. Грим очень помогает. Но внешнее перевоплощение – это не самое сложное и, конечно, не самое важное. Долгое время Мадлен Джабраилова 65-летнюю даму играла и вовсе без косметики. Кстати, в этом они с Ольгой Садовской похожи, ведь ее грим тоже всегда был предельно прост.

Часто на сцене грим почти незаметен. Зато слышна речь и видно мастерство. Об этом знает Мадлен Джабраилова, знала об этом и Ольга Осиповна Садовская. Когда она выходила на сцену, грим, костюмы и декорации отходили на второй план. Кажется, именно к этому и стремится каждый актер.