22.06.2012 | 10:49

Летопись войны в работах художников Студии имени Грекова

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Летописцами будущих жестоких военных испытаний предстояло стать художникам. В первые же дни часть мастеров студии имени Грекова была направлена в агитационные пункты, другая – отправилась на фронт. Они помнили высказывание известного художника-баталиста Василия Верещагина о том, что невозможно создать ничего значительного в искусстве, «глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека». И следовали этому принципу. Среди тысяч рисунков есть немало, обагренных кровью и пробитых осколками снарядов. И за каждым из них стоит человеческая история, пережитая художником вместе с ее героем. Рассказывают «Новости культуры».

«Товарищи по оружию, боевые товарищи» – так называли художников солдаты и офицеры. Идя плечом к плечу, они создавали изобразительную летопись Великой Отечественной войны. Среди них был и Николай Жуков. Объявление о нападении немецких войск застало его в Великих Луках, в военном эшелоне. Жукова тогда направили на переподготовку. С самого начала войны он вел дневник, где описывал невероятное потрясение и тревогу, которая нарастала с каждым часом «приближения поезда к первому огню войны».

«Это полевая сумка отца, которая хранится много десятилетий в нашей семье, – рассказывает дочь Николая Жукова Арина Полянская. – И вот открытка, которую он написал 28 июня 1941 года, через неделю после начала войны: «Дорогая мама, сейчас нахожусь в рядах Красной Армии, прошу тебя волноваться умеренно, все будет хорошо, когда свернем Гитлеру шею, а это обязательно будет».

В августе 41-го Николая Жукова командировали художником в газету на Калининский фронт. Там он не расставался с карандашом ни на секунду. Работал в тяжелых условиях, делая зарисовки боевых сражений, фронтовые пейзажи и портреты с натуры. Война стала настоящей школой профессионального мастерства. Кроме того, художники активно создавали агитплакаты, среди них известные работы Николая Жукова: «Бей насмерть!», «Выстоять!», «Немецкий танк здесь не пройдет!» и «Отстоим Москву!».

«Эскиз плаката «Отстоим Москву», был сделан 19 октября 1941 года за одну ночь, вместе с Виктором Климашиным, – Рассказывает Арина Полянская. – И через два дня он уже висел ан всех улицах Москвы.

За серию рисунков о Красной Армии художник был удостоен Сталинской премии второй степени и в 43-м году возглавил студию военных художников имени Грекова. Но, став художественным руководителем Студии, Жуков по-прежнему редко находился в столице – постоянно ездил на фронт, где неустанно работал.

«Сотни рисунков, на которых он запечатлел просто будни солдата и тяготы войны, когда на развалинах города выносят раненных и просто рядовые солдаты, и командиры», – говорит заведующая выставочным залом студии военных художников имени Грекова Ольга Мовчан.

После войны, в 46-м году, Николаю Жукову предстояло еще одно испытание – вновь вспомнить события минувших сражений. В числе корреспондентов газеты «Правда» был отправлен на Нюрнбергский процесс. Там художнику приходилось дорожить каждой секундой, часто делая одновременно по два-три рисунка, чтобы наиболее полно передать картину происходящего.

«В течение 40 дней, его неустанный карандаш делал остросюжетные рисунки, – рассказывает Ольга Мовчан. – Он оставил своеобразный драматический спектакль в графике, более 250 рисунков».

Он изобразил судей и защитников, подсудимых и свидетелей, сделал много рисунков в кулуарах Трибунала – сейчас эти работы хранятся в студии имени Грекова. Николай Жуков был мастером репортажного рисунка – именно он в годы войны предложил «грековцам» вести коллективный дневник, с записями и зарисовками. Сейчас это не только память, но и самая достоверная картина трагических событий Великой Отечественной Войны.