25.06.2009 | 19:30

К вопросу о финансировании кинопроизводства государством

Сегодня в думском Комитете по культуре состоялись парламентские слушания, полностью посвященные кино. Жесткая формулировка темы – "Обеспечение развития российской кинематографии в целях формирования ценностных установок, соответствующих интересам российского общества и стратегическим задачам развития страны" – имеет под собой вполне прозаические проблемы и вопросы. Пути их решения – дело государственной важности, считают профессионалы. Кто и как будет спасать отечественный кинематограф? Рассказывают "Новости культуры".

Вопреки слухам, финансирование кинопроектов государством продолжается, пусть и не в том объеме, как это было в прошлом году. С такого утверждения заместителя министра культуры Александра Голутвы началась встреча в малом зале Государственной Думы. "Совершенно не соответствует действительности, что производство фильмов с поддержкой в этом году прекратилось. Оно продолжается. Все идет сейчас в плановом порядке. Происходит финансирование и игровых, и анимационных фильмов", – заверил Голутва.

В планах министерства на следующий год – стопроцентная поддержка крупных национальных кинопроектов – другими словами, фильмов-госзаказов. У одних кинорежиссеров это вызвало неодобрение, другие вспомнили, что "Андрей Рублев" Тарковского тоже был госзаказом.

"Ну, приходит заказчик заказывать портрет. Это госзаказ. Дальше – вопрос таланта. Все кино – это дорогой акт самовыражения, это в большинстве своем госзаказ", – считает режиссер Владимир Хотиненко.

Сокращение числа проектов, повышение цен на билеты в кинотеатры или попытка выхода на международный кинорынок и создание совместных продукций – вот несколько вариантов выхода из кризиса.

"Здесь нужна специализированная организация, потому что выйти в мировые сети с одним фильмом невозможно. Американцы завоевали наш рынок пакетами в начале 1990-х – вот сто фильмов. Русское кино сегодня должно формировать пакеты и выходить на рынки, тогда это будет сильное предложение", – говорит специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

"Необходимо создание фонда ко-продукции между странами СНГ, аналогично фонду ко-продукции в европейских странах", – полагает Кирилл Разлогов.

По-прежнему остро стоит вопрос и о молодых кадрах. "Потеряна культурная основа режиссуры. Что сегодня снимают – это же чудовищно! Проблема обучения стоит необычайно остро. Исчезло вообще среднее звено", – говорит режиссер Никита Михалков.

Александр Голутва ответил, что ситуацию с обучением молодежи решают, как могут. "ВГИК получил грант президента. Теперь зарплаты учителей увеличатся в разы, Петербургеский институт кино и телевидения – грант правительства. Можно будет набрать лучший преподавательский состав, по-новому формировать учебный процесс", – пояснил Александр Голутва.

Еще одно новшество этого года – создание единой для всех кинотеатров билетной системы. На этапе внедрения – "электронный билет". Это позволит со стопроцентной точностью отслеживать сложившуюся в киносети ситуацию.

Читайте также:
Никита Михалков об уровне отечественного кинематографа