25.06.2009 | 19:40

Олег Павлов – "Наследник. Хранитель. Исследователь"

"Наследник. Хранитель. Исследователь" – Третьяковская галерея знакомит с произведениями Олега Павлова. Правнук великого русского пейзажиста Саврасова, внук известного фотографа Павлова, у которого любили сниматься выдающиеся деятели культуры рубежа XIX – XX веков, Олег Борисович продолжает лучшие традиции московской живописной школы. Восемьдесят лет творчества – от первых детских рисунков до работ последних лет – представляет ретроспектива мастера. Об открытии выставки рассказывают "Новости культуры".

Он начал рисовать в 1930-х, когда вся страна ехала на союзные стройки, а в столице один за другим разрушали храмы. Когда в художественной школе Олегу Павлову дали задание написать картину на тему "современная Москва", он запечатлел последние часы Страстного монастыря на Пушкинской площади.

"Я возвращался из школы, когда была вторая смена. Луна светила, и это ломали монастырь. Такая чугунная чушка, которую раскачивали и били по стенам", – вспоминает художник. Еще тогда Олег Павлов решил, что будет сохранять русскую храмовую живопись и архитектуру. В выставочном зале представлены его копии древних фресок из склепа Диметры в Керчи, Мирожского и Ферапонтова монастырей.

"Слышите, это алюминий или дюраль. Это легкие листы, и их можно обжигать. Поскольку тут обжигать надо при 300 градусах, когда пишешь фосфатными красками", – замечает мастер.

Изобретение художника Павлова – термофосфатная живопись. Стойкость краски зависит от того, чем закреплен пигмент. Если растворить его в масле, на долгую жизнь шедевра можно не рассчитывать. Самой стойкой основой до последнего времени считали стекло – например, в мозаике. Павлов предложил краску на фосфатах. Если стекло закрепляют при 900 градусах, то фосфатам нужно в три раза меньше – 300 градусов. После такой обработки никакие механические воздействия полотну не страшны.

"По натуре я – путешественник", – признается Павлов. Он объездил весь Крым, Армению, Заполярье, Алтай. Над каждой серией пейзажей мастер работал долгие годы. "Он очень скрупулезно все изучает, совершает по несколько поездок, очень трепетно относится к каким-то моментам, вопросам", – говорит куратор выставки Евгения Платовская.

Самую большую серию пейзажей Павлов создал на Алтае. В течение семи лет он объездил с мольбертом весь Алтайский край – от степей до монгольской границы. До сих художник хорошо помнит местное гостеприимство. "И для них такое было чудо, что они ахали и охали – руками нарисовал как живого человека. Для них это было чудо", – рассказывает Павлов.

С 1990-х он занимается монументальной живописью. В свои 88 Олег Борисович читает доклады в разных странах мира, устраивает выставки и продолжает совершенствовать свой метод долговечной живописи.