26.06.2009 | 19:35

"Капитал" Карла Маркса перенесен на киноэкран

Режиссер Александр Клюге – идеолог нового немецкого кино – перечитал монументальный труд основоположника марксизма и кино-препарировал его. На свет появилась 10-ти часовая картина уже не экономической теории, а оригинального эстетического явления. "Известия из идеологической античности. Маркс-Эйзенштейн-Капитал" - состоит из кинозарисовок, реконструкций, рассуждений современных философов, писателей и поэтов о "движущей силе" сегодняшнего мира. Четырехтомный первоисточник в монументальной интерпретации Клюге для Московского кинофестиваля был адаптирован. Рассказывают "Новости культуры".

Желающих посмотреть киноверсию "Капитала", очевидно, больше, чем желающих его прочитать. Впрочем, в последнее время наблюдается повышенный интерес к монументальном труду Маркса. В Германии с успехом идет спектакль по "Капиталу", книга продается все лучше и лучше.

"Из-за экономического кризиса название фильма оказалось неправильным. Это не "Известия из идеологической античности", а "известия из сегодняшнего дня". Экономиста Маркса опять читают. Ведь вокруг опять миллионы безработных, опять забастовки, опять есть те, кто на этом всем наживается", – замечает редактор Михаэль Гайсмайер (Германия).

Конечно, фильм Клюге не про экономику. Он представляет ее отражение с помощью художественных средств. "Много стихов и фильмов о страданиях безработных, крахе бирж – то есть о последствиях работы системы. Это все эмоции, их выразить несложно. А вы попробуйте показать, как работает сама система. Описать прокатный стан или товарно-денежные отношения. Клюге рискнул это сделать", – замечает Михаэль Гайсмайер.

Режиссер Клюге вдохновил пример Эйзенштейна. После него сохранилось много записей о том, как экранизировать "Капитал". Как показать биржу или весь процесс, необходимый для создания сантиметра шелкового чулка. Эти записи, как и цитаты из Маркса, зритель видит на экране. Их читают артисты, известные литераторы, мыслители. В фильме кадры хроники чередуются с игровыми эпизодами, снятыми немецкими режиссерами. Их сменяют интервью, взятые Клюге для своих телепрограмм, и, наконец, музыкальные паузы. Получается грандиозный коллаж.

Постоянный соавтор Клюге, Оксана Булгакова считает, что режиссер, на самом деле, создал гипертекст – повествование о самом себе. Он подвел своеобразный итог собственного творчества. "Он собрал их под общей формулой Маркса и идеей Эйзенштейна, что можно сделать шарообразную книгу, которую смотреть под разным углом зрения, менять уровни", – поясняет Оксана Булгакова.

Мысль о том, что на экране воплощен сценарий, соавтор которого – Маркс, быстро уходит. Возможно, роль Карла Маркса в искусстве только предстоит открыть. В конце концов, разве не достоин внимания человек, который в "Манифест коммунистической партии" внес бессмертную литературную метафору о "призраке коммунизма"?