27.06.2009 | 22:08

Глайндборнский фестиваль. Опера в атмосфере сельской идилии

В этом году Глайндборнский оперный фестиваль, один из самых известных в мире, отмечает 75-летие. В его афише, как обычно, представлено шесть постановок: три абсолютно новые и три – из числа хитов прошлых лет. В этом году премьерами стали оперы "Королева фей" Генри Перселла, "Русалка" Антонина Дворжака и "Фальстаф" Джузеппе Верди. История Глайндборнского оперного фестиваля – это история в английском духе – с традициями и фамильной хроникой его основателей. Рассказывают "Новости культуры".

В ста километрах от Лондона находится старинный городок Льюис. Далее любителям оперы придется поподробнее изучить карту графства Восточный Сассекс, ведь имение Глайндборн – это самая настоящая английская глубинка. В своем родовом поместье бизнесмен, землевладелец и страстный меломан Джон Кристи в далекие 1930-е устраивал любительские музыкальные вечера. Именно там, в большом органном зале, он встретил певицу Одри Майлдмей. Любовь с первого взгляда закончилась строительством театра для обожаемой жены. Первоначально зал имел триста мест и позже многократно расширялся. Однако спрос на билеты постоянно превышал предложение, и в 1994 году было построено новое здание, рассчитанное на 1200 зрителей.

Пикники с шампанским и деликатесами в имении устраивают не только перед началом спектакля, но и в полуторачасовых антрактах. Сельскую идиллию довершают стада коров и овец, мирно пасущиеся на глазах у респектабельной публики. Удивительная атмосфера близости к природе – это лишь декорации для удовольствий музыкальных. Глайндборн представляет настоящее английское качество. Там не скупятся на репетиции, и каждую премьеру шлифуют по шесть недель. На фестиваль приглашают лучших певцов, предпочитая тех, кто еще не успел примелькаться на звездном конвейере.

"Мы не видим необходимости зацикливаться на звездах, тем более, что астрономических гонораров в Глайндборне не платят. Нам гораздо интереснее открывать новые имена. Вспомним таких выдающихся певцов как Роландо Виллазон, Рене Флеминг, Фелисити Лотт. Именно Глайндборн дал старт их карьере", – замечает артистический директор фестиваля Дэвид Пикард.

Молодая американка Даниэль де Низ впервые блеснула в генделевском "Юлии Цезаре" – легендарной постановке Дэвида МакВикара. Теперь она желанная гостья крупнейших театров мира, включая "Ковент-Гарден", а также любимица глайндборнской публики.

"Публика здесь удивительно преданная. Она, так сказать, эмоционально привязана к Глайндборну. Знаете, многие ездят сюда уже на протяжении сорока, пятидесяти лет. И сама семья Кристи с огромным вниманием относится к тому, что происходит на фестивале. Кристи часто присутствуют на репетициях, общаются с певцами, даже обедают и ужинают с ними", – рассказывает певица.

В английских традициях семейная история повторяется. Как в свое время Одри Майлдмей, так и теперь прекрасная Даниэль пленила сердце нынешнего хозяина и исполнительного директора фестиваля Гаса Кристи. Недавно было официально объявлено об их помолвке.

В афише Глайндборна удачно сочетаются хиты и раритеты, старинная музыка и сочинения, которые специально заказываются современным композиторам. Особое внимание сосредоточено на операх Моцарта, Генделя и Бриттена. Еще один козырь фестиваля – интеллектуальная и в то же время внятная режиссура.

"Сейчас фестиваль находится в поиске. Здесь много разных режиссеров, которые приходят из драматического театра, из кино и зачастую впервые имеют дело с оперой. Их нестандартное видение придает оперной режиссуре новое измерение", – добавляет Даниэль де Низ.

Новое измерение – это и новая репертуарная политика. В 2003 году впервые на глайндборнской сцене была поставлена опера Вагнера "Тристан". В этом сезоне ей дирижирует Владимир Юровский. Свою карьеру он начинал в Москве, а теперь является музыкальным руководителем фестиваля и главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. В Глайндборне он сразу задал новую – русскую – тональность. Оперы Рахманинова и Прокофьева "Скупой рыцарь" и "Обручение в монастыре", поставленные под его управлением, стали предметом восторгов и дискуссий.

"Публика с огромным интересом относится ко всему новому, и люди, несмотря на островную ментальность, искренне стремятся узнать что-то, чего они не знают. У критиков прямо противоположная тенденция. Все, чего они не знают, они автоматически отрицают", – отмечает Владимир Юровский. Поэтому, считает маэстро, надо ориентироваться на собственный вкус и показатели кассы. Кстати, большая часть дохода – примерно шестьдесят пять процентов – это средства, полученные от продажи билетов. Ведь Глайндборн – единственный в мире частный фестиваль, и от государства он не получает ни пенни.

"Глайндборн открыт для самой широкой аудитории. Мы делаем видеозаписи наших постановок, а также фильмы о фестивале; ведется большая образовательная и просветительская работа. Наконец, мы устраиваем мастер-классы и приглашаем сюда молодых певцов", – говорит артистический директор Дэвид Пикард.

Фестиваль продолжается четыре месяца. Все показы идут при полных аншлагах. Затем начинается гастрольный тур по Англии. Искусно вписанный в почти первозданный английский пейзаж, Глайдндборн давно стал одним из главных оперных адресов в мире. Трудно поверить, что 75 лет назад на первый спектакль – "Свадьбу Фигаро" Моцарта – из Лондона приехало всего семь человек.