27.06.2009 | 22:21

К 100-летию со дня рождения Евгении Мельниковой

Сегодня исполнилось сто лет со дня рождения актрисы Евгении Мельниковой. Ее творческий путь был похож на вспышку – яркую и непродолжительную. Она вернулась в кино для того, чтобы создать целую галерею образов хранительниц домашнего очага. Евгения Мельникова сама сделала выбор в пользу вечных ценностей против ценностей мимолетной славы. Рассказывают "Новости культуры".

Галина Голованова, дочь актрисы Евгении Мельниковой, досконально знает историю каждой фотографии из маминого альбома. В нем собрана почти вся фильмография актрисы. Карьера Евгении Мельниковой началась еще в эпоху немого кино. В 1930-х ее увидел режиссер Райзман и предложил главную роль в Фильме "Летчики". После выхода этой картины Мельникова в одночасье стала звездой.

"Когда режиссер искал исполнительницу главной роли, он перепробовал всех актрис, которые есть на "Мосфильме", и не мог найти девочку-летчицу. И я верю, вспоминая актрис того поколения, что ни Любовь Орлова, ни Людмила Ладынина, ни Тамара Макарова, ни Елена Кузьмина не могли быть такой простой девочкой из народа. Летчицей, которая могла бы и любить, и совершать подвиги, и которой бы ты верил. В Мельниковой сошлось все", – говорит киновед Сергей Капков.

"Чтобы все было достоверно, она летала, но на месте второго пилота. А снимали так, что она единственная за штурвалом. С ней летчик несколько раз сделал мертвую петлю, а она не поняла ничего", – рассказывает Галина Голованова.

В честь героини Гали Быстровой актриса назвала свою дочь. Сразу после "Летчиков" Александров и Орлова позвали Мельникову на роль Раечки в фильм "Цирк", которая стала не менее значимой в ее фильмографии. Это после "Цирка" специально под Мельникову был написан сценарий картины "Девушка с характером", но актриса отказалась от этой роли и выбрала семью.

"Потом война. Мельникову позабыли, и она вернулась в 1950-е годы. Вернулась органично. Стала играть мам, тетушек, бабушек, соседок – бытовое амплуа, в котором она органично себя чувствовала. И те, кто помнил ее по 1930 годам, не узнавали и не сопоставляли", – продолжает киновед Сергей Капков.

Она действительно могла меняться до неузнаваемости, говорит Галина Голованова. Сергей Капков признается, что, просматривая старые фильмы, он любуется Евгенией Мельниковой – простой и непосредственной в своих эмоциях, милой и веселой.