30.06.2009 | 11:40

Кукольный театр из Японии приехал на Чеховский фестиваль

"Нет повести печальнее на свете", чем история, которую увидят сегодня зрители Чеховского фестиваля. В программе смотра – спектакль "Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки". Эту классическую японскую трагедию за рубежом называют национальной версией "Ромео и Джульетты". Москвичи уже видели ее в исполнении актеров театра кабуки. На сей раз тот же сюжет представит кукольный театр "Бунраку". Спектакли этой труппы живут уже более четырех столетий. Рассказывают "Новости культуры".

Каждая кукла собирается непосредственно перед представлением, а после спектакля сразу разбирается. Кукловодов на сцене в три раза больше, чем самих персонажей.

Главный в "Бурнаку" – рассказчик. На протяжении полутора часов сказитель озвучивает всех персонажей. Он то хрипит басом, то резко завывает, то причитает, скрипит или клокочет.

Тоетакэ Ханафуса-даю говорит, что еще его дед был рассказчиком в бурнаку, а сам он стал заниматься сказительством в двадцатилетнем возрасте. "Все начиналось с простых фраз. Вот так по тридцать-сорок фраз в день, а к вечеру у меня садился голос", – вспоминает актер.

Сямисэн – необходимая составляющая бурнаку. Это трехструнный инструмент, который сегодня используется только в театрах кабуки и бурнаку. Для того, чтобы владеть сямисэном в совершенстве необходимо десять-пятнадцать лет учебы.

"Особенность сямисэна в том, что, с одной стороны, это струнный инструмент, с другой – он может использоваться как ударный. Этим он для меня и интересен. Вот смотрите, игра соединяется с ударами", – показывает музыкант Цурусава Сэйсиро.

Я продолжаю учиться – так говорит о себе каждый актер труппы. "Живое национальное сокровище" – это звание присваивается мэтрам, которые играют самые важные роли. Одной куклой управляют одновременно три человека. Головой и правой рукой манипулирует самый опытный кукловод. Водить левой рукой – значит владеть средней степенью мастерства. Молодые кукловоды управляют ногами.

У кукол-женщин ног нет. Изящную женскую походку актер создает с помощью пальцев. Двигая подол кимоно, он имитирует семенящие шаги. Киритакэ Кандзюро признается: только через несколько лет работы с куклой-женщиной он понял ее секрет. "Движения куклы-женщины мягче и плавнее. Чтобы их освоить, требуется гораздо больше времени и терпения", – заверяет он.

Конфликт между долгом и чувствами, между желаемым и необходимым, как и триста лет назад, остается главным в пьесах "Бурнаку". Это грустный и серьезный театр, в котором пьесы чаще всего завершаются трагически. Совсем как у Шекспира.

Все материалы о фестивале>>>