30.06.2009 | 12:49

Рыцарь театра Ростислав Плятт

Сегодня – день памяти Ростислава Яновича Плятта. Актера не стало двадцать лет назад. Исследователи его творчества отмечают, что актерская судьба Плятта сложилась на редкость удачно. В ней не было стремительных взлетов, но не было и досадных падений. На самом деле, эта "ровность" означала непрерывную череду блистательных работ. "Я страстно не люблю штампы", – говорил Плятт и доказывал это каждой своей ролью. Рассказывают "Новости культуры".

"Гением становится только тот, кто отдал всего себя без остатка своему творению и в разгар радости почувствует уже холодок неудовлетворенности", – говорил герой Ростислава Плятта в фильме "Визит к минотавру". Так и сам актер работал над каждой ролью, отдавая всего себя, с максимальной тщательностью подбирая грим, костюм, реквизит. Он подавал другим пример высокой самодисциплины и никогда не останавливался на достигнутом.

"Он сам себя называл "театральным солдатом". Никогда не хотел быть режиссером, педагогом. Я говорил: "Пойдем к студентам", а он: "Нет, я солдат". Но он был не солдатом, а рыцарем театра", – вспоминает художественный руководитель Театра имени Моссовета Павел Хомский.

В Театре Моссовета, где актер прослужил более сорока лет, утихали все конфликты и споры, когда говорил Плятт. Его называли "совестью театра". Впрочем, этот титул не лишал Ростислава Яновича природного озорства и веселого хулиганства. "Он с молодости был хулиганом. Знаменитый случай, когда он на спор купался у стен Кремля, после чего его арестовали, быстро выпустили, но исключили из профсоюза", – продолжает Павел Хомский.

В своих воспоминаниях актер признавался, что был жаден до работы и брался за все, что предлагали, кроме явной халтуры. Если только ему чудилась хоть искорка, чего-то настоящего, он соглашался на эпизод в кино, телеспекталь, мультфильм или просто голос от автора.

"Его голос звучит и в "12 стульях" Гайдая, и в "Скандале в Клашнерме". А в фильме "Фанфан-Тюльпан" он озвучивал самодовольного короля, и я голос помню лучше, чем картинку", говорит театровед Марина Давыдова.

Его актерские возможности были практически безграничны. Гротескный Нинкович в "Госпоже Министерше" с Верой Марецкой, трогательный холостяк в "Подкидыше", Федор Павлович Карамазов. Стоит вспомнить его пронзительный дует с Фаиной Раневской в спектакле "А дальше – тишина".

"Как всякий блистательный мастер, у него были свои тайны. Например, до сих пор никто не понимает, как он учил роли на счетах. Он учил текст роли на счетах", – замечает актер Евгений Стеблов.

"Я не припомню ни одного случая, чтобы он сыграл в полноги. Чтобы кто-то мог сказать, что это была его неудача. Каждый раз, когда он играл, казалось, что это предел. Потом выяснялось, что ничего подобного. Он может сыграть еще лучше", – замечает театровед Борис Поюровский.

Сколько прекрасных разнообразных ролей, но была ли среди них та, которую он ждал? Роль Николо Амати в многосерийном телефильме "Визит к минотавру" стала для великого актера последней.

После ухода Ростислава Плятта его квартиру ограбили. Пропали и до сих пор не найдены двадцать государственных наград, в том числе и золотая звезда Героя Социалистического Труда. К счастью, никто не сможет стереть из нашей памяти неповторимые интонации его голоса, образ глубоко порядочного человека, каким он был и на экране, и на сцене, и в жизни.