02.07.2009 | 13:01

Совпадения. 2 июля 2009 года

2 июля 1831 года родился этнограф и публицист Александр Гильфердинг. Он мог бы возглавить Российскую императорскую Академию наук, если бы не громкая кампания против засилья в отечественной науке немцев. Однако вклад этого ученого в культуру переоценить трудно. Гильфердинг собрал и сохранил уникальную коллекцию русского былинного эпоса. Интересно, что в этот же день, но в 1724 году, родился немецкий поэт Фридрих Клопшток, который был страстным борцом за чистоту родного языка. О других совпадениях этого дня рассказывают "Новости культуры".

В этот день, 2 июля 1803 года, жители Санкт-Петербурга, собравшиеся в саду Кадетского корпуса, наблюдали невиданную доселе в наших широтах картину. Несколько солдат держали на тросах огромный, разрисованный шар, под которым был разведен огонь. В корзине этого воздушного шара находился человек, совершивший в этот день первый в России полет на аэростате. Звали этого человека Андре Жак Гарнерен. Французский эксперементатор и воздухоплаватель находился в России по рекомендации министра Талейрана, ведь именно Гарнерен был автором идеи использования воздушных шаров для военного дела. Кроме того, Гарнерен был первым человеком в мире, удачно прыгнувшим с парашютом. Впрочем, слова "парашютист" еще не было, и таких смельчаков просто называли "акробатами". Это было начало эры освоения небесной стихии с помощью летательных аппаратов, часть из которых, впрочем, придумал еще Леонардо да Винчи.

Так совпало, что в этот же день, 2 июля 1859 года, первый дальний полет на аэростате совершила группа пионеров воздухоплавания в Америке. Среди них были конструктор аэростата Джон Уайз, бывший моряк Джон Ли Маунтейн и бизнесмен Оскар Гейджер. Они стартовали из города Сент-Луис, штат Миссури, и прошли по воздуху тысячу восемсот километров, благополучно приземлившись в городке Хендерсон, штат Нью-Йорк.

Большую революцию в деле воздушных средств передвижения совершил граф Фердинанд фот Цеппелин. В этот день, 2 июля 1900, года состоялся первый полет дирижабля конструкции Цеппелина. По сути, дирижабль – это тот же воздушный шар, только оснащенный двигателем и не зависящий от направления воздушных потоков. Цеппелин придумал так называемые "жесткие дирижабли" с металлическим каркасом и неизменной формой. Дирижабли этого типа были незаменимы при транспортировке грузов. Правда, они были несколько неудобны в эксплуатации.

Появление цеппелинов – воздушных аппаратов с управлением и двигателем, способных держаться в воздухе много времени, предсказывал еще Жюль Верн. Первый роман писателя "Пять недель на воздушном шаре", опубликованный задолго до начала дерижаблестроения, рассказывает о путешествии в неизведанную Африку с помощью такой летательной конструкции. Так совпало, что в этот день, 2 июня 1862 года, писатель отправился в путешествие. Только не в Африку и не на цеппелине, а на поезде из Франции в Норвегию и Данию. Именно в этой поездке Жюль Верн задумал свой первый роман.